Берестяные грамоты XX века

Материал подготовлен Научной библиотекой Томского государственного университета
Автор статьи Есипова В.А., д-р ист. наук, заведующий сектором изучения фонда отдела рукописей и книжных памятников.
На бересте писали с древнейших времен в разных странах. В индийской литературе первые упоминания об этом датируются V в. до н.э. Очень известны новгородские берестяные грамоты, открытые в 1951 г.; в настоящее время их насчитывается более тысячи: самая ранняя относится к IX в., а позднейшая – к середине XV в.

Однако использование бересты как материала для письма известно и в гораздо более поздние времена: так, партизанские отряды на оккупированной территории Советского союза во время ВОв использовали для печати газет и листовок бересту – за неимением бумаги.

Писали на бересте и коренные народы Сибири. Например, у юкагиров такие послания назывались «тос» – так же как и материал, на котором они писали (береста).

Русское население Сибири использовало бересту очень широко. В ходе этнографических экспедиций 1975-1978 гг. в числе прочего было проведено исследование использования бересты русскими, населявшими Томскую область, и отмечено, что иногда береста использовалась и как материал для письма.

В ряде сибирских хранилищ имеются рукописи на бересте, написанные местными старообрядцами. Недавно введены в научный оборот рукописи из «Заимочной» (Тиуновской) коллекции, которая в настоящее время разделена и находится в составе фондов НБ ТГУ, Томского областного краеведческого музея, Колпашевского краеведческого музея и сектора археографии Института истории СО РАН (г. Новосибирск). Собрание насчитывает более 100 единиц. Как установили исследователи, эта библиотека принадлежала старообрядческой общине, включавшей более 10 семейных кланов и проживавшей в бассейне р. Кеть, по ее притокам – Елтыревой, Дунаевой, Жигаловой.

По содержанию эти рукописи представляют собой тексты молитв, выписки из богослужебных и четьих книг, а также небольшие записки, иногда сопровождающиеся рисунками. При письме старообрядцы использовали почерк, который называется полуустав.
Грамота В-5910. Записка. Записи типа пробы пера.
«Хресна моя… дасадница д чево а меня прогневола безумная слепая пративная упрямая».
Записка представляет собой, скорее всего, фиксацию внутреннего диалога – она не предполагалась к передаче адресату.
Грамота В-5909. Записка. Записи типа пробы пера, рисунки.
Жители скитов разводили птицу и вели подсчеты яиц. На листе изображены курица и петух и указаны цифры – возможно, итоговый подсчет яиц за год.
В-5903. Молитва и выписки из Патерика.
Сборник на трех листах, включает тексты молитвы утренней, а также выписки из азбучного Патерика: об авве Зиноне и поучение святого Антония.
Берестяная книга с повестью о Макарии Египетском