Древнерусская инфографика за август

Материал подготовлен: ЗЕЛО

»
Огненное восхождение пророка Илии
2 АВГУСТА
1. Сюжет композиции основан на отрывке из Четвертной книги Царств (4 Цар 2:11-12). В центре изображен Илия в традиционном пророческом одеянии.
2. Илия стоит на огненной колеснице, в которую запряжена пара огненно-красных коней. В древнерусской иконописной традиции, как правило, изображается четверка коней, нередко они имеют крылья.
3. В правом верхнем углу часть сферы, символизирующая небеса - место, куда возносится пророк.
4. Из сегмента небес исходит благословляющая рука Бога, от десницы исходят лучи, как символ благосклонности к пророку.
5. С земли к Илие обращена фигура его ученика, пророка Елисея, который был свидетелем вознесения. Согласно библейскому тексту, Елисей был плешив, что нашло свое отображение и в иконографии пророка.
6. Елисей просил Илию даровать ему пророческий дар, символом которого стала милоть - разновидность верхней одежды, именно ее протягивает пророк ученику.
7. Поодаль изображена группа людей. В тексте Библии о других свидетелях восхождения не сообщается. Группу можно рассматривать как частых для средневековой миниатюры безликих свидетелей, или это могут быть сыны пророков из Иерихона, которые встретили Елисея после события.
8. У земли изображена антропоморфная фигура водолея - образ реки Иордан, именно в этой реке расступалась вода, когда Илия (а позже и Елисей) ударял по ней милотью.
9. Изображение ворона, держащего в клюве хлеб. Это частый спутник пророка. Именно ворон во время засухи приносил Илие пищу (З Цар 17:2-7).

»
Преображение Господне
19 АВГУСТА
1. В центре композиции Христос в сияющих белых одеждах, как это описано в синоптических Евангелиях: "Одежды же Его сделались белыми, как свет".
2. Христос в круглой или овальной мандорле, которая является символом Божественного сияния. Мандорла состоит из нескольких кругов, чем ближе к фигуре Христа, тем они темнее, что обозначает непостижимость божественной природы.
3. Действие происходит на высокой горе, которая в Библии не называется. Церковное предание отождествляет ее с горой Фавор.
4. По сторонам от Христа изображены ветхозаветные праведники - пророки Илия и Моисей. Слева от Христа Илия - свидетель преображения из мира живых. Согласно библейскому повествованию, Илия был живым восхищен на небо на огненной колеснице.
5. Справа от Христа пророк Моисей - свидетель из мира мертвых. Моисей держит в руках книгу, иногда Скрижали Завета. Если Илия изображается в виде старца, то Моисей, как правило, в образе юноши, что прообразует всю полноту человечества.
6. На горе распластаны фигуры трех учеников Христа, Петра, Иакова и Иоанна: "Ученики пали на лица свои и очень испугались". При этом Петр часто воздевает руки к Христу, что соотносится с библейской репликой апостола о постройке трёх "кущ" для Господа, Моисея и Илии.
7. Нередко в композицию включены и другие сцены, например, восхождение и спуск с горы Христа и учеников.
8. В верхней части композиции можно увидеть спуск с небес Илии и восстание из гроба Моисея, или же перенесение пророков ангелами на гору.

»
Успение Богоматери
28 АВГУСТА
1. В центре композиции Богоматерь на ложе, окрашенном в пурпур, символизирующий Ее царское достоинство.
2. За ложем изображен Христос, держащий на руках душу Богоматери в виде спеленутого младенца с нимбом.
3. Вокруг Христа мандорла - сияние славы с изображением окружающих Его небесных сил.
4. Вверху ангелы возносят Богоматерь, окруженную сиянием славы, на небеса. Над Ней сегмент неба и две створки раскрытых врат.
5. По сторонам от ложа апостолы. Слева Петр с кадильницей, справа Павел, Иоанн Богослов склонился над ложем.
6. Среди предстоящих присутствуют плачущие жены иерусалимские и епископы. Это, согласно преданиям, свидетели Успения: Дионисий Ареопагит, Иерофей, Тимофей Ефесский и Иаков, брат Господень.
7. На заднем плане условные изображения зданий, которые указывают на место, где произошло Успение - Сионскую горницу в Иерусалиме.
8. В верхней части изображение апостолов, чудесным образом доставленных в Иерусалим ангелами на облаках.
9. Возле ложа небольшие фигуры иудея Авфонии, и ангела, отсекающего ему руки. По преданию, Авфония хотел опрокинуть ложе Богоматери.


»