ЗЕЛО

Инфографика древнерусских притч

Материал подготовлен: ЗЕЛО
Притча о Душе чистой
1. Душа изображена в виде девушки в царском одеянии, с венцом на голове. Часто она имеет пару крыльев.
2. В правой руке она держит цветок, являющийся символом чистоты и непорочности.
3. В левой руке у Души кувшин, водой из которого она заливает огонь - это слезы покаяния, которые гасят пламя страстей.
4. Из уст Души исходит молитва к Господу, изображенная красной линией.
5. На небесах, представленных облачной полусферой, восседает Христос. По сторонам от него Душа чистая и Ангел Хранитель, их фигуры напоминают Богоматерь и архангела Михаила в молении.
6. Рядом с Душой изображение солнца. Согласно тексту притчи, Душа "стоит выше солнца", то есть превосходит его сиянием.
7. Под ногами ее - луна. Изображения солнца и луны, на которой стоит девица, отсылают нас к описанию Жены, облеченной в солнце из Откровения Иоанна Богослова.
8. В руках у Души поводок, которым она связала льва - символ поста, которым она укротила гордость.
9. В паре со львом изображен крылатый змей. Символика этих животных как олицетворений греха встречается еще в Псалтири: "На аспида и василиска наступишь, попирать будешь льва и змея" (Пс 90:13).
10. Праведной жизнью душа-девица повергает вниз и самого дьявола, который изображен темной крылатой фигурой со вздыбленными волосами. Согласно тексту притчи, "диавол падеся аки кот".
11. В правом нижнем углу, противоположном от местоположения Души чистой, изображена грешная душа, страдающая в адских муках, которые выражает темный проем пещеры.
Притча о единороге
1. Человек убегает от разъяренного единорога – образа смерти.
2. Он падает в ров, но успевает зацепиться за дерево – метафора человеческой жизни.
3. Оглядываясь, он видит, что на дне этого рва находится страшный змей – будущие адские мучения.
4. Дерево беспрестанно подгрызают две мыши, черная и белая – день и ночь, сокращающие время человеческой жизни.
5. Из стен рва выглядывают страшные аспиды – четыре элемента, из которых состоит человеческое тело, когда их баланс нарушается, человек болеет и умирает.
6. Человек, посмотрев наверх, видит, что с дерева капает мед. Забыв об окружающих опасностях, он начинается им наслаждаться – это образ неразумных людей, которые предпочитают земные наслаждения будущей вечной жизни.
Притча о слепце и хромце
1. Знатный человек насадил виноградник и оградил его оплотом. Под человеком понимается Христос, насадивший райский сад, символически представленный диковинными растениями на белом фоне.
2. Подумав, кого оставить сторожить райский сад, он выбрал слепца и хромца, поскольку один не видит, а второй не может самостоятельно ходить - это образы души и тела.
3. Когда слепец с хромцом сидели, они услышали чудесный запах, исходящий изнутри сада. Тогда слепец сказал хромцу: "Садись на меня, я буду идти, а ты указывать путь, и так перехитрим нашего господина и завладеем его благами".
4. Хозяин виноградника, вернувшись, нашел его обобранным. На изображении Господь изгоняет слепца с хромцом из райского сада. Эта сцена напоминает иконографию изгнания из рая Адама и Евы. Господь повелевает хранить душу в неизвестном месте, пока не произойдет Страшный суд и тело с душой снова объединятся и дадут ответ о своих деяниях.
5. Господин сада сел на престол и стал судить душу и тело. Христос Судия восседает на престоле, вокруг него огненная круглая мандорла, по сторонам два ангела - эта иконография восходит к сцене Вознесения.
6. В темном проеме изображена душа, ожидающая своей участи
7. Ниже изображено восстающее из гробницы тело, оно держит в руке одеяние - телесную оболочку человека.
8. Тело после восстания также приходит на Страшный Суд, вновь объединившись с душой.
9. Согласно тексту притчи, господь виноградника повелел хромцу воссесть на слепца, а слугам повелел нещадно их бить. На иконе мы видим, как слепца с хромцом ангел, слуга Господень, свергает в ад, изображенный в виде красной огненной пасти.
8. В темном проеме, символизирующем ад, мы видим душу с телом. Тело в коричневом одеянии – образ тленной плоти, изначально созданной из земли. Душа - в белом саване, обозначающем ее божественное происхождение.
Церковнославянский язык в Санкт-Петербурге
Домонгольские храмы Древней Руси