ЗЕЛО

Пермский звериный стиль: медведь

Автор: Александра Сечко

Третья статья из цикла о ключевых образах пермского звериного стиля. Так называют стиль небольших бронзовых украшений, которые археологи находят в Пермском крае. Как изменялось изображение медведя и что у него общего с иконографией Богоматери оранты?

Лысьевенский р-н., IV–VI вв.
По легендам народов Урала медведь, «оша», был искусным охотником. Медвежий клык у уральских охотников выступал оберегом. В свадебных обрядах медведь был участником множества ритуалов и символизировал вечного жениха, а оберегами выступали медвежьи лапы. В народе клятва на медвежьей лапе имела наивысшее значение.

Самое главное, медведь, по преданиям, был сыном бога Верхнего мира, а потому через обряды жертвоприношения после охоты на зверя люди передавали богу послание. Через душу медведя, которую, соответственно, было важно задобрить, осуществлялась связь с небесным миром. В целом, символическая роль медведя заключалась в связи между мирами, как по горизонтали: между жилищем и лесом, людьм и природой, так и по вертикали: между землей и небом.
Пермский р-н., III–VI вв.
Изображение медведя в Прикамье эволюционировало от лаконичного силуэта, изображающего сидящего на задних лапах зверя, одиночного и не участвующего в многосложных композициях, до большей детализации и реалистичности. Медведь в пермском стиле натуралистичен: пропорции, обозначение пола, уши арочной формы, мелкие глаза и раскрытая пасть, косолапое положение задних лап, острые когти на передних — все эти детали могли быть внимательно переданы авторами изделий.
Верхнее прикамье, VI–VII вв.
Каноничным изображением стал медведь с поднятыми лапами. Это поза отпугивания, защиты семейства от врагов, которая напоминает жест оранты — иконграфического типа с поднятыми в молитве руками. Подобно символическим птицам и человеколосям, эта фигура, при ее реалистичности, могла быть активно декорирована: браслеты на лапах, различные знаки-индексы, в том числе, крестообразные. Возможная интерпретация крестообразного знака — символ жизни, защиты. Кроме того, фигура в этой позе зачастую перестает быть одиночной: обрамляется тремя антропоморфными личинами в знак антропоморфности самого медведя, его связи с человеком и близости к нему.
Пермский звериный стиль: человекоптицелось
Тест: азбуковник