ЗЕЛО
№5
ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Свиридова Л.О.
Символика движения и, в частности, жеста имеет огромное значение в христианской традиции. Это можно прослеживать на уровне изучения канонических и постканонических текстов...
Макарова Е.Ю.
Страх Божий – одна из основных религиозных категорий средневековья. Содержание этого понятия сформировалось в Библии и определило взаимоотношения Бога и человека...

Ефремова А.М.

Жесты вычитывались, исходя из контекста того или иного эпизода из Священной истории, положенного в основу изображения, поэтому для грамотной интерпретации жеста требовалось знание текста...
Кузнецова О.А.
Массовое визуальное искусство XVIII века, в том числе печные изразцы, можно сравнить с фильмом. Чтобы изображённое заговорило и заиграло, сюжетный потенциал картинки должен быть развит зрителем...
Павлова А.Ю.
Древнерусский книжник в подавляющем большинстве случаев не ставил перед собой задачу создать героя, которому будет сопереживать читатель...
№4
ЦВЕТ И СВЕТ В ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Вишня И. Б.
Мы знаем, что в Древней Руси высоко ценились рукописные книги, они были на вес золота. Во время пожаров люди в первую очередь из домов выносили книги и иконы...
Ефремова А.М.
Для древнерусского искусства, которое наследует Византии, свет является основой любого изображения и в техническом, и в семантическом отношении.

Коршун А.А.

Миниатюры Евангелия Хитрово (к. XIV в., Москва / РГБ, 304/III) – одна из вершин древнерусского книжного иллюминирования конца XIV столетия...
Кузнецова О.А.
Камень — распространенный в средневековой культуре символ. Он обозначал опору, защиту, прибежище... Он появлялся в притчах о душевной чёрствости, «каменносердечных» непробиваемых людях...
Макарова Е.Ю.
Вопрос о символике света и цвета в древнерусской иконе обсуждается
специалистами и знатоками более ста лет...
Шпаковская С. Е.
В процессе замысла, строительства и монументальной декорации христианского храма древние зодчие наполняли каждый элемент постройки богословским символическим содержанием...
№3
РЕЦЕПЦИЯ АНТИЧНОСТИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Буцких Н.В.
Колесо Фортуны – образ изменчивой удачи и быстротечности земной жизни, – сюжет, широко распространенный в средневековом искусстве. На западноевропейских миниатюрах мы видим устойчивую композиционную схему: на вершине вращающегося колеса восседает царь со скипетром...
Ершов П.Г.
(к вопросу о связи позднеантичной архитектуры и древнерусского зодчества начала XVI века)
Зотов С.О.
Рецепция Платона на Руси была слабо связана с традицией книжности: русские интеллектуалы мало читали его диалоги, считая Платона, как и других авторов «еллинских борзостей», несовместимым с православным вероучением и потому бесполезным и даже вредным для чтения...
Кузнецова О.А.
Многие образы античного происхождения осваивались русской культурой в интерпретациях европейского Средневековья и Возрождения через эмблематику...
Пронин Д.И.
Способ обозначения чисел в кириллице является классическим примером так называемой «буквенной нумерации». 27 букв имеют цифровое значение, что дает три девятки знаков для единиц...
Буцких Н.В.
Среди античных символов, заимствованных и переосмысленных средневековой христианской культурой, важно место занимает критский лабиринт. Согласно греческой мифологии...
№2
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА В ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Ершов П.Г.
Конец XV - первая треть XVI века известен как период становления единого Российского государства...
Кузнецова О.А.
В мировоззрении средневекового книжника, ученого человека, видимый мир был лишь поучительной иллюстрацией для постижения невидимого...
Плешак Д.Г.
В последние десятилетия в социальных науках отмечается т.н.. "пространственный поворот" — все больший интерес уделяется проблемам пространства и человеческого взаимодействия с пространством. В литературоведении...
Вишня И.Б.
В Лицевом своде нет случайных деталей. Все элементы изображения объединены в некую целостность, всё работает на одну идею. Ни природа, ни человек, ни архитектура в ЛЛС не могут быть просто фоном...
Буцких Н.В.
Пространство моря в древнерусской художественной традиции разработано гораздо меньше, нежели пространство земли или воздуха. Большинство существ, населяющих морские глубины...
Мантай Р.В.
Егоровский сборник является замечательным образчиком нестандартных, интересных и новаторских решений в иллюстрировании рукописи...
№1
СИМВОЛИКА ЗВЕРЯ В ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Буцких Н.В.
В древнерусской культуре образ льва один из самых распространенных, и в то же время противоречивых...
Войкова В.В.
Звери становятся частью иконографической программы уже в самых первых христианских памятниках...
Панин М.О.
Легенда о всемирном потопе – одна из наиболее распространённых в мире мифологем...
Полещук Д.В.
Оригинальность восприятия произведений искусства в средневековую эпоху, в отличие от современности, во многом определялась сферой его бытования и степенью распространения...
Тарасов А.Е.
В декабре 1463 г. и затем январе 1464 г. псковское вече обратилось к великому князю Московскому Ивану III...
Мантай Р.В.
Повесть о Варлааме и Иоасафе является настоящим кладезем притч. Например, полная арабская версия содержит их около сорока: от буддийских до евангельских...