"Физиолог" Дамаскина Студита.
"Дамаскина, архиерея Студита собрание от древних философов о неких собствах естества животных" - средневековая энциклопедия об особенностях и повадках животных. Помимо реальных слона или петуха, автор сочинения описывает и вымышленных существ: аспида, саламандру, зверя горгония.
Необычны и свойства зверей: орел не пьет воды, а медвежата при рождении выглядят как кусок мяса, не имея ни глаз, ни ушей.

Перевод и транслитерация памятника, который до настоящего времени не был опубликован,
выполняются по рукописи XVII в. (ОР РНБ ОСРК Q. V. 1) с уточнениями по другим спискам.

Вы можете поддержать проект перевода памятника.
1. О орле.

Орел есть царь над всеми летающими. И никогдаже в животе своем пиет воду, зане подобает ему, понеже есть царь всех птиц, не быти рабу всех хотений плотьских, якоже суть меньшия птицы. Еще зрят чисто очеса его, егда летает, тоньчайшую вещь, яко рещи, муху, или зерно пшеничное.

Толико же боятся его змиеве, яко токмо слышат шум крыл его, егда летает, абие утаеваются во глубинах земли, да не восхитит я, и разторгнет я ногты своими, понеже любит ясти звери. Пища же его суть заяцы и малыя козы дивия, и елени, и гуси, и агньцы, многажды восхищая и тельца, и снедает его, егда обрящет его на пусте месте.

Имать же и таковую мудрость от Бога: егда родит орлица птенцы своя, тогда орел идет на гнездо малых птенцов, и поставляет я пред солнцем, и внимает добре. Аще убо оны станут твердо, и узрят лучу солнечную, тогда познает, яко есть истинное семя его. Аще же заключат очеса своя, и не возмогут видети лучу солнечную, тогда познает, яко суть таймичища, сиречь прелюбодействова мати их с инем орлом. И абие ударяет я крилом своим, и извергает долу гнезда.

Имать же и сей обычай, яко никогда ловитвы иного животна снедает, сиречь ловитву крагуеву, или иныя птицы, аще и гладен будет дней десять, токмо аще что уловит сам ногты своими, оно снедает. Егда же будет велика ловитва его, и насытится ядый, тогда усты своими дунет на останок мяса, и оставляет е на единем древе, и от обоняния оного дуновения ни едина птица дерзает приближитися к мясу оному еже ясти его, доньдеже паки приидет орел обрести е цело. Аще взалчет ястие, аще обрящет и иную ловитву, тогда вчерашнее мясо поверзает долу, днешнее же и излишнее сохраняет паки на утро. <…>

Егда же обрящет черепаху, возхищает и возносит
ю на высоту, и внимает, где есть великий
камень, таже повергает ю на камень, и
сокрушится, и тако снедает орел мясо ея.

Раждает же два яйца, и согревает я тридесять
дней, и егда родятся, стоит орел выше, орлица же ниже. Глаголют же нецыи: аще вложиши перие орлее в тул,
идеже суть стрелы и суть перие иныя птицы, абие
падает перие от стрел оных.

Живет же многа лета, паче ста, и егда
состареется, падает перие его, и творит
иное новое, и тако бывает паки новый,
якоже глаголет пророк Давид:
«Обновится яко орля юность твоя».
1. Об орле.

Орел - царь всех летающих (животных), и никогда в своей жизни не пьет воду, поскольку не подобает ему, как царю всех птиц, быть рабом плотских желаний, подобно меньшим птицам. Когда же он летает, глаза его видят остро мельчайшие вещи, размером с муху или пшеничное зерно.
Настолько же боятся его змеи, что как только услышат шум его крыльев, когда он летает, тотчас скрываются в глубинах земли, дабы он не схватил их, и не растерзал когтями своими, поскольку он любит пожирать этих зверей. Пища же его – зайцы, малые дикие козы, олени, гуси и ягнята. Нередко хватает и тельца, и съедает его, если встретит того в пустынном месте.
Обладает же и такой премудростью от Бога: когда рождает орлица своих птенцов, тогда орел летит к гнезду с малыми птенцами, ставит их перед солнцем и внимательно смотрит. И если они встанут твердо и посмотрят на солнечные лучи, тогда он поймет, что это его настоящее потомство. Если же они закроют глаза свои, и не смогут взглянуть на солнечные лучи, тогда поймет, что это выродки, то есть мать их прелюбодействовала с другим орлом. Тогда тотчас ударяет их крылом своим, и сбрасывает вниз из гнезда.
Имеет же и такую особенность: никогда не съедает добычи другого животного, то есть добычу коршуна, или другой птицы, даже если будет голоден 10 дней. Только что сам поймает когтями своими, то съедает. Если же добыча его будет большой, что поев, он насытится, то устами своими дует на остаток мяса, и оставляет его на одном дереве. И от запаха этого дуновения ни одна птица не дерзает приблизиться к этому мясу, чтобы съесть его, и орел приходит снова и находит его нетронутым. Если же (орел), проголодавшись, найдет другую добычу, то вчерашнее мясо скидывает вниз, а сегодняшнее и излишек сохраняет снова на утро. <…>
Если найдет черепаху, хватает и поднимает ее на высоту,
и смотрит, где есть крупный камень, и сбрасывает
ее на камень, и она разобьется, и так съедает
орел мясо ее.
Рождает же (орлица) два яйца, и согревает их тридцать дней. И когда родятся, стоит орел выше, орлица же
ниже. Говорят же некоторые: если вложишь перья
орла в колчан, где стрелы, и там есть перья иной птицы, тотчас падают перья у тех стрел.
Живет же много лет, более ста, и когда состарится,
опадают перья его, и появляется новое, и он
снова становится молодым, как сказал
пророк Давид: «Обновится, как орел, юность твоя».
2. О петеле.

Петел глаголется петух, имать же обычай: борется со иным петелем о жене своей, да не поймет ю иный, и аще убо победит, радуется, и вопиет велегласно. Аще же победится, смиряется велми, и от стыда своего немощетсвует дни многия, и аще не узрит вящши соперника своего, паки здравствует, аще же и видит его, яко преимуществует, тамо умирает от горести своея.

Толико же есть горд, яко аще восхощет внити в некую дверь, аще есть и пяти сажен высота, той приклоняет главу свою, бояся неразтлети доброту главы своея.

И аще случится и умрет курица, яже имать птенцы малыя, той бывает аки мати, и хранит я, и творит, елика знаменования творит и курица, и во дни оныя ниже поет, ниже борется со иным петелем.
2. О петеле (петухе).

Петелем называется петух. Имеет же такую особенность: дерется с другим петухом за жену свою, дабы тот не завладел ей. И если победит, то радуется, и кричит громогласно. Если же будет побежден, весьма уничижается, и от стыда своего болеет многие дни. И если не увидит никого сильнее своего соперника, то снова выздоравливает. Если же видит, что тот (всегда) одолевает, то умирает от своей печали.
Настолько же горд, что если захочет войти в какую дверь, если даже та будет высотой в пять саженей, он наклоняет голову свою, боясь растрепать красоту головы своей.

Если случится, что умрет курица, у которой малые птенцы, то становится (петух) им как мать, и оберегает их, и делает то же, что (обычно) делает курица, и в такие дни ни поет, ни дерется с другими петухами.
3. О славии.

Славий глаголется соловей, имать же обычай, егда видит человека слушающа гласа его, или видит его, тогда пущается и поет часто и красно. Егда же видит человека беседующа со иным человеком, непщует во уме своем, яко не имут любве слушати его, и сего ради гневается, и не поет часто. Егда же есть в пустыни, и видит, яко никтоже слушает его, и не украшает пение свое, якоже в клетце. Глаголют же, яко славий, егда имать малыя птенцы, учит я пети, якоже доборы певец ученики своя. Мясо же славия аще снесть кто, бывает неусыпаемый и не спит. Зимою отнюдь не поет, токмо древеса начнут егда процветати, тогда да начинает и той пети, и в начале убо поет день и нощ часто, даже до пятинадесяти дней, по сих же не поет толико же часто, якоже прежде.
3. О славии (соловье).

Славием называется соловей. Имеет же он такую особенность: когда видит человека, слушающего его пение, тогда расходится и поет часто и красиво. А когда видит человека, говорящего с другим человеком, то думает в уме своем, что не любят они слушать его, и поэтому гневается, и не поет часто. Когда же в пустынном месте, и видит, что никто не слушает его, то не украшает пение свое как в клетке. Говорят, что соловей, когда имеет малых птенцов, учит их петь, как хороший певец учеников своих. Если же кто съест мясо соловья, то не может уснуть, и не спит. Зимой совсем не поет, только когда начнут процветать деревья, тогда начинает и он петь, вначале поет днем и ночью часто, даже до пятнадцати дней, после же этого не поет так часто, как прежде.
4. О медведице.

Медведица егда родит дети своя, раждает я неисправленныя, сиречь не разлучаются очеса, или уши, или ноги, или инии уды, токмо раждается часть мяса, и она лижущи я языком своим, творит им лице, и очеса, и прочия уды, таже отдоевает я. Раждает же зело малое рождение, якоже едину мыш величеством, и егда имать малыя дети, есть зело злобна, и всегда яростна. Раждает же два щенята токмо. Обретается же на местех теплых, егда раждает.

Едина же та от иных зверей яст мяса и плоды древу, и восходит на древеса, якоже и человек. Любит же зело пчелы, и снедает я, и мравия во пне. Снедает же и дикия свинии и елени. Борется же сь юнцем, и побеждает ю, зане падает взнак, и егда восхощет юнец рогами збости, она абие восхищает его за гортань ногами своими, и усты своими хапает уста юнцовы, и тако умерщвляет его. <…>

Имать же сицевый обычай, яко егда
обрящет человека спяща, подъемлет
едину ногу свою, и полагает ю прямо
носа человеческаго, и творит
нечювствовати вящши отнюд, и тако
копает ров созади главы его, и он
не чюет, и тогда усты своими абие
глотает кровь бедного онаго человека,
и дает ему нечювъственную и злую
смерть.
4. О медведице.

Когда медведица рождает своих детенышей, рождает их неустроенными, то есть, не отделены у них глаза, уши, лапы или другие члены, но рождаются подобно куску мяса. Она же лижет их своим языком, и делает им лицо, глаза и прочие члены, а также кормит их. Рождает же совсем маленьким детенышей, размером с одну мышь, и когда имеет малых детей, очень злобна и весьма яростна. Рождает же только двух детенышей, и когда рождает, находится в теплых местах.
Еще же она единственная среди всех зверей, кто ест и мясо, и плоды деревьев, и забирается на деревья как человек. Любит же весьма пчел, и ест их, и муравьев во пнях. Пожирает же диких свиней и оленей. Борется с тельцом, и побеждает его, поскольку (когда борется с ним) падает навзничь, и когда телец хочет забодать ее рогами, она тотчас хватает его за гортань своими лапами, и устами хватает уста тельца, и так умерщвляет его. <…>

Имеет же и такую особенность: когда найдет спящего человека, поднимает одну свою лапу, и кладет ее перед человеческим носом, и этим делает так, что тот совершенно ничего не чувствует. Тогда выкапывает яму позади его головы, тот же ничего не чувствует. И тогда устами своими тотчас глотает кровь несчастного этого человека, и устраивает ему бесчувственную дурную смерть.
5. О рысе.

Рысь есть едино животно четвероножное, видом яко пес, обаче болши есть, имать шерсть пестру, и та целомудра, якоже горлица, занеже ниже мужеский пол, ниже женский приемлет совокупление со инем, токмо со онем, с нимъже предвари изначала оного любити даже до смерти.
5. О рыси.

Рысь – это одно из четвероногих животных, видом как собака, однако крупнее, и имеет пеструю шерсть. Целомудренна она как горлица, поскольку ни самец, ни самка не приемлют совокупления ни с кем другим, как только с тем, кого изначально обещали любить до смерти.
6. О пауке.

Паук есть малое животно, еже творит тканием на стенах, есть художно животно, зане изимает из чрева своего тонкое ткание, и поставляет е хитростию на воздусе, якоже круг, и в краех протягает иныя нити, да утвердит добре ткание свое. Таже седит посреде, и ожидает когда уловити муху, и иное малое животное летающее, тогда идет и обвиет тканием своим, да не возможет избежати, и тако снедает е, обаче егда родит, умирает, зане снедают ю дети ея.

Раждает же паук два детища, и меньший седит посреди круга и ловит животная малая, зане есть малый, и не видится, другий же болший седит вкрай ткания, да не видят его малая животная и бегают.
6. О пауке.

Паук – маленькое существо, которое создает паутину на стенах. Это умелое животное, поскольку вытаскивает из живота своего тонкую паутину, и укрепляет ее мастерством в воздухе, подобно кругу, и по краям протягивает другие нити, дабы хорошо укрепить свою паутину. Затем он сидит в центре, и ждет, пока не поймает муху, или другое маленькое летающее существо. Тогда идет, и оплетает его паутиной своей, дабы то не могло убежать, и так съедает его. Когда же рождает, то умирает, поскольку съедают его дети его.
Рождает же паук двух детенышей, и меньший сидит в центре круга, и ловит маленьких животных, поскольку он мал, и его не видно. Второй же, больший, сидит на краю паутины, дабы не увидели его малые животные, и не убежали.
7. О аспиде.

Аспид есть животно двоеножное, имать крила, и лицем подобен есть, якоже змий великий, обаче есть ширшая глава его, имать же и хвост великий, якоже змиев, имать злый яд. Глаголют же, яко слаждьшая смерть несть, якоже угрызение аспидово. Сего ради и царица Клеопатра, жена Птоломея царя Александрийскаго, егда убиен бысть муж ея на брани, имяше тамо в полате своей малаго аспида, и положи, да угрызет ю, и умрет сладкою смертию, да не поимет ю ин муж.

Имать же и в хвосте яд, якоже и в зубах, и человецы, егда хотят яти его, копают две ямы, мало подале едину от другия, таже полагают во единой коейждо яме органы, и ударяют. И егда услышат, яко идет аспид к ним, тии молчат, и начинают друзии от другия страны, ударяти. И паки, егда услышат его идуща, молчат тии, и начинают паки друзии. И тако ходят семо и овамо, от гнева своего влагает хвост свой во ухо свое, и отравляется, и умирает, якоже и Давид глаголет: «Яко аспида глуха, затыкающего уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обавается, обаваемый».
7. О аспиде.

Аспид – это животное о двух ногах, имеет крылья, и лицом подобен великому змею, однако его голова шире, имеет же и огромный хвост, как у змея, в котором сильный яд. Говорят, что нет более сладкой смерти, чем укус аспида. Поэтому и царица Клеопатра, жена Птолемея, царя Александрии, имела в палатах своих небольшого аспида. И когда был убит муж ее на войне, то она взяла аспида, чтобы он ужалил ее, и умерла сладкой смертью, чтобы не взял ее другой муж.

Имеет же (аспид) в хвосте яд, как и в зубах, и охотники, когда хотят поймать его, выкапывают две ямы, одну в некотором отдалении от другой, и кладут в каждой яме органы, и ударяют в них. И когда услышат (в первой яме), что идет к ним аспид, то умолкают, и начинают другие, с другой стороны, ударять (в органы). И снова, когда они услышат, что аспид идет к ним, то умолкают, и снова начинают (ударять) другие. И так ходит (аспид) туда-сюда, и от гнева своего затыкает ухо свое хвостом, отравляется и умирает, как и Давид говорит: «Как у аспида глухого, затыкающего уши свои, который не слушает голоса заклинателей, (когда) подвергаясь заклинанию, заклинается».
10. О воле.

Вол есть животно всеми знаемо, есть же зело полезно животу человеческому, зане делают землю и творит млеко доброе. <…> И сие егда умирает, яко от тела его раждаются пчелы, от главы же его раждается царь пчелиный. Глаголют же, егда имать болезнь в ногах зимою, и не может ходити, аще кто пожжет рога его смолою теплою, соединою сь елеем теплым, абие оздравеет.


[О воле задопасе]

В Барбарии же обретаются волы, и глаголются задопасомии, зане не пасуться, якоже волы страны сея, еже ходити напред, но онии пасутся, ходяще вспять, и сие творят, зане роги их не суть случены, но преклоняются напредь, и аще хотят прямо ходити и пастися, водружаются роги их в землю.

[О морском воле]

Есть же и в мори вол, якоже и на земли, и не яст рыбы во еже жити, токмо аще видит некоего рыболова, иже седит на камени морском высоком ловити удою рыбы, скачет от воды, и повергает человека в море, и снедает его. И сего ради человецы Чермнаго моря,
боящеся его, егда ловят рыбу,
не седят на месте, идеже есть
глубоко, да не изыдет вол оный, и
ввержет я во глубину, и умертвит я,
но седят на месте, идеже несть глубины,
и един ввергает уду, клеврети же его
стоят и зрят в море. Егда же не обрящет
человека ясти, снедает брение морское, якоже
свиния на земли, и тако живет.
10. О воле.

Вол – это всем известное животное, и весьма полезное для человеческой жизни, поскольку пашет землю и дает хорошее молоко. <…> И когда умирает, от тела его рождаются пчелы, от головы же его рождается царь пчелиный. Говорят же, что когда зимой он имеет болезнь в ногах, и не может ходить, то если кто окурит рога его горячей смолой, соединенную с горячим маслом, тотчас выздоровеет.

[О воле задопасе]

В Барбарии же обитают волы, называемые задопасы, поскольку не пасутся как волы в наших землях, которые ходят вперед, но они пасутся, ходя назад. Ходят же так, поскольку рога их непрямые и обращены вперед. Если же хотят вперед идти и пастись, то втыкаются их рога в землю.

[О морском воле]
Есть же и в море вол, как и на земле, но питается он не рыбой, а если увидит какого-
либо рыбака, который сидит на высоком морском камне и ловит удочкой рыбу,
тогда он выскакивает из воды, сбрасывает
человека в море и пожирает его. Поэтому жители Красного моря, боясь его, когда ловят рыбу, не сидят на глубоких местах, чтобы не вышел тот вол, не вверг их в глубину и не умертвил, но сидят на мелких местах, и один из них забра- сывает удочку, приятели же его стоят
и смотрят в море. Когда же не найдет (вол) человека, дабы пожрать его, то ест морскую грязь, как свинья на земли, и так живет.
46. О мыши.

Во Индии обретаются великия мыши, якоже коты здешния. И аще поймает кто некую от оных, и распорет ю, обретает внутрь малое детище. И паки: аще распорет детище оно, обретает в нем иное, и паки: во оном третие.
46. О мыши (индийской).

В Индии обитают огромные мыши, размером со здешних котов. Если кто поймает одну из них, и распорет ей брюхо, то обнаружит внутри маленького детеныша. И если снова распорет этого детеныша, найдет в нем другого, и снова внутри него третьего.
91. О онокентаре.

Есть животно во Иньдии, глаголемо онокентадрь, и отсреди верха есть яко человек, со главою и лицем, и власы кроме брады, имать же и сосцы велицы, отсреды же до долу яко осел совершен. И не ходит, якоже прочее животно, напрасно течет, и егда уставает, стоит и дыхает яко человек. Егда же емлют его человецы, отнюд жити не может, зане ничтоже снедает, и тем образом умирает, и лутьче имый смерть свою, нежели в порабощении быти от рук человеческих.
91. Об онокентавре

Есть животное в Индии, называемое онокентавр. Верхняя его половина как у человека, с головой и лицом, и волосами, за исключением бороды, кроме того, имеет большие соски, нижняя же его половина совершенно как у осла. И не ходит онокентавр как другие животные, но все время бегает, а когда устанет, стоит и вздыхает как человек. Если же схватят его люди, то он не выживает в неволе, поскольку ничего не ест и умирает, предпочитая собственную смерть порабощению людям.
1. Об орле.

Орел - царь всех летающих (животных), и никогда в своей жизни не пьет воду, поскольку не подобает ему, как царю всех птиц, быть рабом плотских желаний, подобно меньшим птицам. Когда же он летает, глаза его видят остро мельчайшие вещи, размером с муху или пшеничное зерно.

Настолько же боятся его змеи, что как только услышат шум его крыльев, когда он летает, тотчас скрываются в глубинах земли, дабы он не схватил их, и не растерзал когтями своими, поскольку он любит пожирать этих зверей. Пища же его – зайцы, малые дикие козы, олени, гуси и ягнята. Нередко хватает и тельца, и съедает его, если встретит того в пустынном месте.

Обладает же и такой премудростью от Бога: когда рождает орлица своих птенцов, тогда орел летит к гнезду с малыми птенцами, ставит их перед солнцем и внимательно смотрит. И если они встанут твердо и посмотрят на солнечные лучи, тогда он поймет, что это его настоящее потомство. Если же они закроют глаза свои, и не смогут взглянуть на солнечные лучи, тогда поймет, что это выродки, то есть мать их прелюбодействовала с другим орлом. Тогда тотчас ударяет их крылом своим, и сбрасывает вниз из гнезда.

Имеет же и такую особенность: никогда не съедает добычи другого животного, то есть добычу коршуна, или другой птицы, даже если будет голоден 10 дней. Только что сам поймает когтями своими, то съедает. Если же добыча его будет большой, что поев, он насытится, то устами своими дует на остаток мяса, и оставляет его на одном дереве. И от запаха этого дуновения ни одна птица не дерзает приблизиться к этому мясу, чтобы съесть его, и орел приходит снова и находит его нетронутым. Если же (орел), проголодавшись, найдет другую добычу, то вчерашнее мясо скидывает вниз, а сегодняшнее и излишек сохраняет снова на утро. <…>

Если найдет черепаху, хватает и поднимает ее на высоту, и смотрит, где есть крупный камень, и сбрасывает ее на камень, и она разобьется, и так съедает орел мясо ее.

Рождает же (орлица) два яйца, и согревает их тридцать дней. И когда родятся, стоит орел выше, орлица же ниже. Говорят же некоторые: если вложишь перья орла в колчан, где стрелы, и там есть перья иной птицы, тотчас падают перья у тех стрел. Живет же много лет, более ста, и когда состарится, опадают перья его, и появляется новое, и он снова становится молодым, как сказал пророк Давид: «Обновится, как орел, юность твоя».
2. О петеле (петухе).

Петелем называется петух. Имеет же такую особенность: дерется с другим петухом за жену свою, дабы тот не завладел ей. И если победит, то радуется, и кричит громогласно. Если же будет побежден, весьма уничижается, и от стыда своего болеет многие дни. И если не увидит никого сильнее своего соперника, то снова выздоравливает. Если же видит, что тот (всегда) одолевает, то умирает от своей печали.

Настолько же горд, что если захочет войти в какую дверь, если даже та будет высотой в пять саженей, он наклоняет голову свою, боясь растрепать красоту головы своей.

Если случится, что умрет курица, у которой малые птенцы, то становится (петух) им как мать, и оберегает их, и делает то же, что (обычно) делает курица, и в такие дни ни поет, ни дерется с другими петухами.
3. О славии (соловье).

Славием называется соловей. Имеет же он такую особенность: когда видит человека, слушающего его пение, тогда расходится и поет часто и красиво. А когда видит человека, говорящего с другим человеком, то думает в уме своем, что не любят они слушать его, и поэтому гневается, и не поет часто. Когда же в пустынном месте, и видит, что никто не слушает его, то не украшает пение свое как в клетке. Говорят, что соловей, когда имеет малых птенцов, учит их петь, как хороший певец учеников своих. Если же кто съест мясо соловья, то не может уснуть, и не спит. Зимой совсем не поет, только когда начнут процветать деревья, тогда начинает и он петь, вначале поет днем и ночью часто, даже до пятнадцати дней, после же этого не поет так часто, как прежде.
4. О медведице.

Когда медведица рождает своих детенышей, рождает их неустроенными, то есть, не отделены у них глаза, уши, лапы или другие члены, но рождаются подобно куску мяса. Она же лижет их своим языком, и делает им лицо, глаза и прочие члены, а также кормит их. Рождает же совсем маленьким детенышей, размером с одну мышь, и когда имеет малых детей, очень злобна и весьма яростна. Рождает же только двух детенышей, и когда рождает, находится в теплых местах.
Еще же она единственная среди всех зверей, кто ест и мясо, и плоды деревьев, и забирается на деревья как человек. Любит же весьма пчел, и ест их, и муравьев во пнях. Пожирает же диких свиней и оленей. Борется с тельцом, и побеждает его, поскольку (когда борется с ним) падает навзничь, и когда телец хочет забодать ее рогами, она тотчас хватает его за гортань своими лапами, и устами хватает уста тельца, и так умерщвляет его. <…>

Имеет же и такую особенность: когда найдет спящего человека, поднимает одну свою лапу, и кладет ее перед человеческим носом, и этим делает так, что тот совершенно ничего не чувствует. Тогда выкапывает яму позади его головы, тот же ничего не чувствует. И тогда устами своими тотчас глотает кровь несчастного этого человека, и устраивает ему бесчувственную дурную смерть.
5. О рыси.

Рысь – это одно из четвероногих животных, видом как собака, однако крупнее, и имеет пеструю шерсть. Целомудренна она как горлица, поскольку ни самец, ни самка не приемлют совокупления ни с кем другим, как только с тем, кого изначально обещали любить до смерти.
6. О пауке.

Паук – маленькое существо, которое создает паутину на стенах. Это умелое животное, поскольку вытаскивает из живота своего тонкую паутину, и укрепляет ее мастерством в воздухе, подобно кругу, и по краям протягивает другие нити, дабы хорошо укрепить свою паутину. Затем он сидит в центре, и ждет, пока не поймает муху, или другое маленькое летающее существо. Тогда идет, и оплетает его паутиной своей, дабы то не могло убежать, и так съедает его. Когда же рождает, то умирает, поскольку съедают его дети его.
Рождает же паук двух детенышей, и меньший сидит в центре круга, и ловит маленьких животных, поскольку он мал, и его не видно. Второй же, больший, сидит на краю паутины, дабы не увидели его малые животные, и не убежали.
7. О аспиде.

Аспид – это животное о двух ногах, имеет крылья, и лицом подобен великому змею, однако его голова шире, имеет же и огромный хвост, как у змея, в котором сильный яд. Говорят, что нет более сладкой смерти, чем укус аспида. Поэтому и царица Клеопатра, жена Птолемея, царя Александрии, имела в палатах своих небольшого аспида. И когда был убит муж ее на войне, то она взяла аспида, чтобы он ужалил ее, и умерла сладкой смертью, чтобы не взял ее другой муж.

Имеет же (аспид) в хвосте яд, как и в зубах, и охотники, когда хотят поймать его, выкапывают две ямы, одну в некотором отдалении от другой, и кладут в каждой яме органы, и ударяют в них. И когда услышат (в первой яме), что идет к ним аспид, то умолкают, и начинают другие, с другой стороны, ударять (в органы). И снова, когда они услышат, что аспид идет к ним, то умолкают, и снова начинают (ударять) другие. И так ходит (аспид) туда-сюда, и от гнева своего затыкает ухо свое хвостом, отравляется и умирает, как и Давид говорит: «Как у аспида глухого, затыкающего уши свои, который не слушает голоса заклинателей, (когда) подвергаясь заклинанию, заклинается».
10. О воле.

Вол – это всем известное животное, и весьма полезное для человеческой жизни, поскольку пашет землю и дает хорошее молоко. <…> И когда умирает, от тела его рождаются пчелы, от головы же его рождается царь пчелиный. Говорят же, что когда зимой он имеет болезнь в ногах, и не может ходить, то если кто окурит рога его горячей смолой, соединенную с горячим маслом, тотчас выздоровеет.

[О воле задопасе]

В Барбарии же обитают волы, называемые задопасы, поскольку не пасутся как волы в наших землях, которые ходят вперед, но они пасутся, ходя назад. Ходят же так, поскольку рога их непрямые и обращены вперед. Если же хотят вперед идти и пастись, то втыкаются их рога в землю.

[О морском воле]

Есть же и в море вол, как и на земле, но питается он не рыбой, а если увидит какого-либо рыбака, который сидит на высоком морском камне и ловит удочкой рыбу, тогда он выскакивает из воды, сбрасывает человека в море и пожирает его. Поэтому жители Красного моря, боясь его, когда ловят рыбу, не сидят на глубоких местах, чтобы не вышел тот вол, не вверг их в глубину и не умертвил, но сидят на мелких местах, и один из них забра- сывает удочку, приятели же его стоят и смотрят в море. Когда же не найдет (вол) человека, дабы пожрать его, то ест морскую грязь, как свинья на земли, и так живет.
46. О мыши (индийской).

В Индии обитают огромные мыши, размером со здешних котов. Если кто поймает одну из них, и распорет ей брюхо, то обнаружит внутри маленького детеныша. И если снова распорет этого детеныша, найдет в нем другого, и снова внутри него третьего.
91. Об онокентавре

Есть животное в Индии, называемое онокентавр. Верхняя его половина как у человека, с головой и лицом, и волосами, за исключением бороды, кроме того, имеет большие соски, нижняя же его половина совершенно как у осла. И не ходит онокентавр как другие животные, но все время бегает, а когда устанет, стоит и вздыхает как человек. Если же схватят его люди, то он не выживает в неволе, поскольку ничего не ест и умирает, предпочитая собственную смерть порабощению людям.
Содержание
1. ОБ ОРЛЕ
2. О ПЕТУХЕ
3. О СОЛОВЬЕ
4. О МЕДВЕДИЦЕ
5. О РЫСИ
6. О ПАУКЕ
7. ОБ АСПИДЕ
8. О КОЗЕ
9. О ЛИСИЦЕ
10. О ВОЛЕ
11. О ЖАБЕ
12. О ГИПЕ
13. О ЖАРАВЛЕ
14. О СОВЕ
15. О ИНОЙ МОРСКОЙ СОВЕ
16. О ДЕЛФИНЕ
17. О ДРАКОНЕ
18. О СЛОНЕ
19. О ЕРОДИИ, СИРЕЧЬ О ЧАЙКЕ
20. О ЕЖЕ ЗЕМНОМ
21. О ЕЖЕ МОРСКОМ
22. О ЕХИДНЕ
23. О ЕЛЕНИ
24. О ХИЛАНДРИИ
25. О ИВЕ
26. О ИХНЕМОНЕ
27. О ВРАНЕ
28. О ЛЕБЕДЕ
29. О КОКУШКЕ
30. О КИНАМОНЕ
31. О ПСЕ
32. О ППОКАМБЕ
33. О КОРКОДИЛЕ
34. О КИТЕ
35. О ГОЛОВЛЕ
36. О СКВОРЦЕ
37. О РЫБЕ ЛИСИЦЕ МОРСКОЙ
38. О КАРИНЕ
39. О КЕСТРЕ
40. О ПСЕ РЕЧНОМ
41. О ЛЬВЕ
42. О ВОЛКЕ
43. О ЛАВРАКСЕ
44. О ПЧЕЛЕ
45. О ДИКОМ КОТЕ
46. О МЫШИ
47. О МИРЕНЕ
48. О ЧЕРНОХВОСТОЙ РЫБЕ
49. О МЫШИ ЗЕМНОЙ
50. О МРАВИИ
51. О УТКЕ
52. О МАРДИХОНЕ
53. О ИНОРОГЕ
54. О НАВКРАТЕ
55. О ОНАГРЕ
56. О ЗМИИ
57. О ЗМИИ БЕЛОМ
58. О ЗМИИ
59. О ЗМИИ МАЛОМ
60. О ЧЕРВЕ ВЕЛИКОМ
61. О ПЕЛЛАГРЕ
62. О РЯБЕ
63. О МНОГОНОЖНОЙ
64. О ПИННЕ
65. О СТРУФЕ
66. О ХАЛАМАНДРЕ
67. О ЯЩЕРИЦЕ
68. О СКАРЕ
69. О САРГЕ
70. О СИПИ
71. О ПАВЕ
72. О ГОРЬЛИЦЕ
73. О ТЕТИКСЕ
74. О ХАРАНДЕ
75. О РОКТЕ
76. О ГОРЛИЦЕ
77. О ОРИГЛЕ
78. О СВИНИИ
79. О ДАСЕ
80. О ЯРИНЕ
81. О ФАЛАНЬДИИ
82. О ИНОМ ФАЛАНЬДИИ
83. О ПИСАЛЕ
84. О РЫБЕ МАЛОЙ
85. О ГУСЕ
86. О ЛАСТОВИЦЕ
87. О ХАМЕЛЕОНЕ
88. О ЧЕРЕПАХЕ
89. О ХЕРИАДРЕ
90. О ЗМИИ ДИПСЕ
91. О ОНОКЕНТАРЕ
Содержание
1. ОБ ОРЛЕ
2. О ПЕТУХЕ
3. О СОЛОВЬЕ
4. О МЕДВЕДИЦЕ
5. О РЫСИ
6. О ПАУКЕ
7. ОБ АСПИДЕ
8. О КОЗЕ
9. О ЛИСИЦЕ
10. О ВОЛЕ
11. О ЖАБЕ
12. О ГИПЕ
13. О ЖАРАВЛЕ
14. О СОВЕ
15. О ИНОЙ МОРСКОЙ СОВЕ
16. О ДЕЛФИНЕ
17. О ДРАКОНЕ
18. О СЛОНЕ
19. О ЕРОДИИ, СИРЕЧЬ О ЧАЙКЕ
20. О ЕЖЕ ЗЕМНОМ
21. О ЕЖЕ МОРСКОМ
22. О ЕХИДНЕ
23. О ЕЛЕНИ
24. О ХИЛАНДРИИ
25. О ИВЕ
26. О ИХНЕМОНЕ
27. О ВРАНЕ
28. О ЛЕБЕДЕ
29. О КОКУШКЕ
30. О КИНАМОНЕ
31. О ПСЕ
32. О ППОКАМБЕ
33. О КОРКОДИЛЕ
34. О КИТЕ
35. О ГОЛОВЛЕ
36. О СКВОРЦЕ
37. О РЫБЕ ЛИСИЦЕ МОРСКОЙ
38. О КАРИНЕ
39. О КЕСТРЕ
40. О ПСЕ РЕЧНОМ
41. О ЛЬВЕ
42. О ВОЛКЕ
43. О ЛАВРАКСЕ
44. О ПЧЕЛЕ
45. О ДИКОМ КОТЕ
46. О МЫШИ
47. О МИРЕНЕ
48. О ЧЕРНОХВОСТОЙ РЫБЕ
49. О МЫШИ ЗЕМНОЙ
50. О МРАВИИ
51. О УТКЕ
52. О МАРДИХОНЕ
53. О ИНОРОГЕ
54. О НАВКРАТЕ
55. О ОНАГРЕ
56. О ЗМИИ
57. О ЗМИИ БЕЛОМ
58. О ЗМИИ
59. О ЗМИИ МАЛОМ
60. О ЧЕРВЕ ВЕЛИКОМ
61. О ПЕЛЛАГРЕ
62. О РЯБЕ
63. О МНОГОНОЖНОЙ
64. О ПИННЕ
65. О СТРУФЕ
66. О ХАЛАМАНДРЕ
67. О ЯЩЕРИЦЕ
68. О СКАРЕ
69. О САРГЕ
70. О СИПИ
71. О ПАВЕ
72. О ГОРЬЛИЦЕ
73. О ТЕТИКСЕ
74. О ХАРАНДЕ
75. О РОКТЕ
76. О ГОРЛИЦЕ
77. О ОРИГЛЕ
78. О СВИНИИ
79. О ДАСЕ
80. О ЯРИНЕ
81. О ФАЛАНЬДИИ
82. О ИНОМ ФАЛАНЬДИИ
83. О ПИСАЛЕ
84. О РЫБЕ МАЛОЙ
85. О ГУСЕ
86. О ЛАСТОВИЦЕ
87. О ХАМЕЛЕОНЕ
88. О ЧЕРЕПАХЕ
89. О ХЕРИАДРЕ
90. О ЗМИИ ДИПСЕ
91. О ОНОКЕНТАРЕ
Глоссарий
Агнец 1. Пища орла.

Аспид 7.

Вол 10.

Вол-задопас 10.

Вол морской 10.

Выдра 11. Питается жабами.

Горлица 5. Рысь целомудренна подобно горлице.

Гусь 1. Пища орла.

Жаба 11.

Заяц 1. Пища орла.

Змей 1. Противники орла. 7. Аспид подобен змею.

Коза дикая 1. Пища орла.

Коршун 1. Его добычу орел не ест.

Кот 46. Индийские мыши размером с кота.

Курица 2. После ее смерти петух воспитывает птенцов.

Лев 52. Мантикора телом и пастью подобна льву.

Мантикора 52.

Медведица 4.

Муравей 4. Пища медведицы.

Муха 6. Пища паука.

Мышь 46. 4. Медвежата размером с мышь.

Олень 1. Пища орла. 4. Пища медведицы.

Онокентавр 91.

Орел 1.

Осел 91. Онокентавр наполовину подобен ослу.

Паук 6.

Пес 5. Рысь обликом похожа на пса.

Петух 2.

Пчела 4. Пища медведицы. 10. Рождается из тела вола.

Пчелиный царь 10. Рождается из головы вола.

Рысь 5.

Свинья 4. Пища медведицы. 10. Вол морской питается грязью как свинья.

Соловей 3.

Телец 1. Пища орла.

Черепаха 1. Орел убивает черепаху камнем.

Юнец 4. Враждует с медведицей.

Made on
Tilda