ЗЕЛО

СБОРНИК ЧУДОВА МОНАСТЫРЯ XVI В. (СОБРАНИЕ ЕГОРОВА РГБ Ф.98 №1844)

Мантай Р.В.

Основатель проекта
"Рукописи. Манускрипты. Книжные миниатюры."
г. Самара.
Егоровский сборник является замечательным образчиком нестандартных, интересных и новаторских решений в иллюстрировании рукописи. Особенно примечательны миниатюры, композиции которых располагаются на целый разворот или на два. Рукопись иллюстрирована весьма щедро, а порою настолько подробно по тексту, что создается впечатление покадрового просмотра развития отдельного события. Есть примеры обтекания миниатюр текстом и наоборот строгого разграничения текста и миниатюр вплоть до использования рамок и избегания размещения текста и миниатюр вместе на одной странице.

Сборник состоит из четырех частей: Апокалипсис с толкованием Андрея Кесарийского, Слово Иоанна Богослова на Преставление Богородицы, Похвальное слово на зачатие Иоанна Предтечи, Сказание о чудесах Архистратига Михаила.
Один из примеров композиции разместившейся на целых два разворота – это миниатюра, иллюстрирующая события, связанные с Рождеством Христовым (лл. 152 об., 155, 156 об., 157) В самой рукописи при переплетении листы перепутаны и первый разворот разделен тремя листами.

Далее два примера композиций на три страницы (полтора разворота).
Оба эти примера находятся в Сказании о чудесах Архистратига Михаила, и по замыслу должны были располагаться друг за другом (если бы не путаница при переплете). Первый пример, иллюстрирующий сотворение Ангельских чинов и низвержение падших ангелов, примечателен еще и тем, что на развороте (л. 188 об. – 189) текст тоже прописан на разворот, а не постранично.
Второй пример композиции, развернутой на три страницы, не так очевиден как остальные, т.к. миниатюры обрамлены и вполне самостоятельны, однако думается, что по замыслу это все-таки единая композиция. Если рамки убрать и соединить их, то это будет более наглядно. Проиллюстрированы сюжеты о сотворении Адама и Евы, грехопадении, изгнании из Рая, о Каине и Авеле, о праотце Сифе (лл. 189 об., 187, 187 об.).
Далее рассмотрим примеры разворотов на две страницы.
Богослужение в Иерусалимском храме и явление архангела Гавриила Захарии (лл. 134 об. – 135). На миниатюрах Сборника встречается много пояснительных надписаний. В данном случает они выделены в белых прямоугольниках, т.к. общий фон темный. Но если фон светлый, то надписи чаще без обрамлений, как на примерах миниатюр с Ангельскими чинами и Адамом и Евой (см. выше).
Явление архангела Гавриила Захарии, Благовещенье Пресвятой Богородице, явление серафима пророку Исайе (лл. 142 об.- 143).
Войско и свита царя земного и войско и свита Царя Небесного. (лл. 151 об., 155)
Рождество Иоанна Предтечи (лл. 155, 153).
Святая Троица. Проповедь Иоанна Крестителя. Проповедь Христова. (170об., 171)
Император Тиберий, Понтий Пилат и Четвертовластники Антипа, Архелай и Филипп (лл. 157 об.-158).
Пир Ирода Антипы Четвертовластника, танец дочери Иродианы (лл. 183об. – 184)
Пир Ирода Антипы Четвертовластника, голова Иоанна Крестителя (184об. – 185).

В общей сложности явно выраженных разворотов в Похвальном слове на зачатие Иоанна Предтечи – девять, в Сказании о чудесах Архистратига Михаила – два и в Слове Иоанна Богослова на Преставление Богородицы – четыре.
Пресвятая Богородица в раю (лл.131об.-132). Молитва Богородицы (109 об.-110).
Развороты из Слова Иоанна Богослова на Преставление Богородицы, являются примерами еще одной интересной особенности Сборника Чудова монастыря – изображения потустороннего (Горнего) мира, в мире земном (лл. 122 об.-123; лл. 117 об.-118). Так же много подобных примеров в первой части Сборника - Апокалипсис с толкованием Андрея Кесарийского.
Похвальное слово на зачатие Иоанна Предтечи и Сказание о чудесах Архистратига Михаила завершаются миниатюрами демонстрирующими нам прекрасные образцы обтекания миниатюры текстом. Этот прием встречается и на других миниатюрах Сборника, но как правило это три-четыре строчки в верхней части миниатюры или это верхушки архитектурных сооружений, врезающиеся в текст, как на развороте с правителями в Похвальном слове на зачатие Иоанна Предтечи. Здесь же мы видим в первом случае миниатюру внутри текста, а во втором случае миниатюру, которая разрезает текст по центру конусом на семь строк.