На бересте писали с древнейших времен в разных странах. В индийской литературе первые упоминания об этом датируются V в. до н.э. Очень известны
новгородские берестяные грамоты, открытые в 1951 г.; в настоящее время их насчитывается более тысячи: самая ранняя относится к IX в., а позднейшая – к середине XV в.
Однако использование бересты как материала для письма известно и в гораздо более поздние времена: так, партизанские отряды на оккупированной территории Советского союза во время ВОв использовали для печати газет и листовок бересту – за неимением бумаги.
Писали на бересте и коренные народы Сибири. Например, у юкагиров такие послания назывались «тос» – так же как и материал, на котором они писали (береста).
Русское население Сибири использовало бересту очень широко. В ходе этнографических экспедиций 1975-1978 гг. в числе прочего было проведено исследование использования бересты русскими, населявшими Томскую область, и отмечено, что иногда береста использовалась и как материал для письма.
В ряде сибирских хранилищ имеются рукописи на бересте, написанные местными старообрядцами. Недавно введены в научный оборот рукописи из «Заимочной» (Тиуновской) коллекции, которая в настоящее время разделена и находится в составе фондов НБ ТГУ, Томского областного краеведческого музея, Колпашевского краеведческого музея и сектора археографии Института истории СО РАН (г. Новосибирск). Собрание насчитывает более 100 единиц. Как установили исследователи, эта библиотека принадлежала старообрядческой общине, включавшей более 10 семейных кланов и проживавшей в бассейне р. Кеть, по ее притокам – Елтыревой, Дунаевой, Жигаловой.
По содержанию эти рукописи представляют собой тексты молитв, выписки из богослужебных и четьих книг, а также небольшие записки, иногда сопровождающиеся рисунками. При письме старообрядцы использовали почерк, который называется полуустав.