Средневековое солнце — величайшее из светил, оно озаряет весь мир и является метафорой всего лучшего и совершенного: любви как высшей добродетели, щедрости (неиссякаемого света), истины. В панегириках с ним сравнивают царя, благодетеля и даже Бога.
В древнерусской культуре солнце является ключевым образом многих константных оппозиций: свет — тьма (ночь, побеждаемая солнечным днём или облако, закрывающее солнце, ад и рай); тепло — холод (зима, во время которой солнце «удаляется»); восток — запад (обозначаемые в том числе движением солнца). Кроме того, солнцу противостоят звёзды, свет которых описывается блёклым по сравнению с ним (интересно, что антитезой звезды иногда называют уголь) и луна, свет которой не только бледен, но и вторичен: авторы XVII в. пишут, что она лишь отражает солнечные лучи, не создавая собственных. Иногда луна закрывает солнце, подобно облаку (видимо, имеется в виду затмение) или земле, которая ночами «прячет» солнце под собой.
Луна являлась не только контрастным, но и парным образом для солнца: «и Лунное тело, // Бегает скоро / по аеру смело» [2, с. 251]. Она тоже описывалась «сильнее» звезд. Если солнце символизировало Христа, то луна — Богородицу: солнце превосходит все звёзды, а Матерь Божия — все ангельские чины. На иконах, как правило, солнце и луна изображались симметрично, чаще всего двумя ликами анфас в сюжетах Распятия, Апокалипсиса (сворачивания неба) и на иконе «Всех скорбящих радость». Толкования их появления в основном связаны с идеей единства пространства и времени, на которые простираются изображаемые события, полноты Вселенной, которая вмещает происходящее.