ЗЕЛО

Смысл даров: краткое иконографическое руководство

Материал подготовил Сергей Кругликов, кандидат философских наук, автор канала "Таким образом"

Мы так привыкли дарить друг другу подарки на зиминие праздники, что редко задумываемся о значении этого обряда. Сергей Кругликов, автор youtube-канала о визуальной культуре "Таким образом", разбирается, как некоторые сюжеты о дарах его объясняют.

История новогодних, рождественских, а в некоторых традициях еще и крещенских подарков не так очевидна, как кажется на первый взгляд. То, что представляется нам совершенно неотъемлемыми атрибутами этих праздников — подарки, игрушки, елки, — в сущности, весьма поздние нововведения даже для Европы.
Чудо с ковром. Клеймо иконы св. Николая Чудотворца. Ростов, XVI в. Собрание фонда Андрея Первозванного
Санта-Клаус: начало
Почему в западной традиции за рождественские подарки отвечает святой Николай? Где связь? Дело в том, что изначально именно в день памяти этого святого, 6 декабря по старому стилю, а не на Рождество, люди вспоминали истории о многочисленных дарах чудотворца. К таковым, скажем, относилось «чудо с ковром», история, которая непосредственно случилась в день памяти святого.

Некий старец хотел праздновать, но не имел для этого денег — и решил продать свой ковер, чтобы как следует почтить святой день. Николай Чудотворец явился сначала ему — и купил ковер, а затем жене этого старца — и подарил ей купленное. Чудо это часто изображалось на житийных клеймах.

Или другая история — о бесприданницах. Был, де, некий отец, дочерей которого никто не брал замуж, потому что у них не было приданого. И когда он уже отчаялся и думал отдать одну из них в публичный дом, чтобы заработать денег для двух других, святой Николай подарил ему мешок с деньгми: то ли явился сам, то ли забросил в окно, а в некоторых версиях — в дымоход.
Святой Николай приносит деньги бесприданнице.
1. Фреска. Второй мастер из Бьерхе. Испания. XIII век. Национальный музей Каталонии
2. Клеймо иконы св. Николая Чудотворца. Начало XIV века. Новгород. ГРМ
Словом, милость святого глубоко откликнулась в сердцах как западных, так и восточных христиан. На Руси Николай и вовсе занял небывалое по значимости место — например, на псковской иконе Сошествие во ад (XIV век) в верхней части мы можем видеть деисусный ряд, в котором место Христа занимает епископ Мир Ликийских. Существовала поговорка «Бог не может, Никола поможет». Впрочем, с течением времени, народная интуиция отступила перед литургической логикой — произошло некое сращивание праздников и подарки стали дарить на Рождество, казалось бы, вспоминая непосредственно рождественские дары волхвов.

Сошествие во ад. XIV век. Псков. ГРМ
Кто подарил Богородице пещеру?
Однако логика даров несколько глубже и красивее, чем только дары восточных царей или святого Николая. Уже в IV веке складывается традиция рождественского праздника Девы Марии — Собора Пресвятой Богородицы. Иконография этого праздника окончательно складывается В XIII веке. Одним из самых ранних примеров является фреска в церкви Богородицы Перивлепты в Орхиде (Сербия). На ней мы видим две странные фигуры справа и слева от Богородицы: одна протягивает скалу с пещерой, а другая — ясли.
Те же образы мы можем видеть и на самой ранней русской иконе этого праздника (Псков, кон. XIV века), или совсем ярко — на поздней иконе XVII века, созданной на Русском севере — здесь наше внимание неизбежно привлекают красная и белая фигуры с теми же яслями и пещерой.
Собор Пресвятой Богородицы. Фреска, XIII в. Церковь Богородицы Перивлепты в Орхиде (Сербия).
Кто это? Отвечает на этот вопрос Рождественская стихира, написанная Иоанном Дамаскином (VIII век):
«Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву…»
Собор Пресвятой Богородицы
1-3. Икона, Кон. XIV – нач.XV в. Псков. ГТГ
4-5. Икона из Успенской церкви с. Варзуга, кон. XVII века. ГЭ
Короче говоря, эти фигуры — пустыня и земля, которые приносят подарки — ясли и пещеру соответственно. Как не удивляться простой логике этих подарков — в пустыне необходима вода, поэтому она дарит ясли, а пещера — это просто открытость земли. То же и ангелы — они просто поют, делая нечто для себя естественное, как и небо — дарит звезду, что нисколько не является фантастикой. Иными словами, все сущее просто-напросто дарит то, что может подарить, нисколько не нарушая естественного хода собственного существования. В этом смысле, и земля, и пустыня, и небо — подарки сами по себе. Всё — просто есть. И это уже подарок, как и залог праздничного настроения.

По всей видимости, этому же настроению отвечает и необычная фигура танцующего юноши в правом нижнем углу псковской иконы. В конце концов, пусть выходные заканчиваются — праздник все равно остается.

Древнерусские настольные игры: мельница
Древнерусские настольные игры: тавлеи