Основой образа халкедрия, который вместе с птицей феникс несет солнечную колесницу, явилось предание о птице харадр, упоминаемой во Второзаконии в числе нечистых птиц: «А этих не ешьте: орла, грифа… харадриона, и подобных им» (Втор. 14:18). Греческий текст Септуагинты называет вполне реальную птицу – зуйка или ржанку, – но в средневековых сочинениях харадр оборачивается фантастической птицей с белоснежным оперением, не имеющей «ни единой пестроты» на своем теле. Она обитает в царских дворцах, а ее внутренности исцеляют слепоту. Основный свойством птицы является способность определять, умрет ли больной человек, или выздоровеет:
«Если будет болезнь человека к смерти, то отвернется харадр от больного, и все поймут, что он умрет, а если будет к жизни, то возьмет харадр хворь больного и взлетит к солнечному эфиру, и рассеет ее».
Харадр, не имеющий ни единого пятна на оперении, уподобляется Христу, не имеющему никакой нечистоты. Харадр – Христос отвернулся от «болеющих к смерти» иудеев, то есть забрал от них благодать, и повернулся к язычникам – взял их недуги и болезни и взошел на крест для их исцеления.
Антииудейская направленность сказания послужила тому, что оно было включено в Толковую Палею. Библейский патриарх Иаков, благословляя своего сыну Иуду, называет его «птищ львов». Поясняя символическоезначение слова «птищ», автор Палеи приводит рассказы о харадре и обновлении орла. Оно воспринимается как пророчество о Христе, который отвернулся от иудеев и дал прозрение язычникам. Здесь смешивается представление о диагностическом даре харадра и использовании его внутренностей в качестве снадобья для исцеления глаз. Сам текст сказания почти тождественен рассказу Физиолога, из которого он был позаимствован, добавлена лишь эмоциональная реакция птицы в связи с выздоровлением: «Если же человек будет жить, то харадр, радуясь, взлетит на воздух напротив солнца».