ЗЕЛО

Древнерусская инфографика за апрель

Материал подготовлен: ЗЕЛО
Воскрешение Лазаря
Иконография основана на рассказе евангелиста Иоанна (Ин 11:1-44).
1. Господь подходит к гробнице своего друга Лазаря, рука его в благословении направлена в сторону умершего. На ранних композициях этого сюжета в руках у Христа жезл.
2. К ногам Господа припали сестры Лазаря - Марфа и Мария.
3. За Христом следуют иудеи - свидетели чуда воскрешения.
4. Господу противопоставлен Лазарь, выходящий из гробницы. Темный проем пещеры в иконописи часто символизирует смерть, от оков которой освободился воскресший.
5. Часто иконография дополнена еще несколькими сюжетами. Мы видим человека, отворяющего двери гробницы.
6. Позади Лазаря человек, который расплетает саван покойника, в котором тот восстал из мертвых.
7. Группа людей на изображениях праздника зажимают свои носы - это иллюстрация слов Марфы, сестры Лазаря, которая говорит, что ее брат уже четыре дня в гробнице и смердит.
Вход Господень в Иерусалим
1. Господь въезжает в Иерусалим на осле, как об этом было сказано в пророчестве (Зах 9: 9). Нередко ослица в толкованиях Отцов Церкви понимается как образ язычников, просвещенных Христом.
2. Позади Христа группа учеников, на многих изображениях мы можем среди них опознать апостола Петра.
3. У врат Иерусалима Господа встречают жители города.
4. Дети разных возрастов расстилают по пути следования Спасителя свои одежды.
5. Согласно евангельскому повествованию, жители Иерусалима бросали под ноги осла ветви пальмы. На иконах мы видим детей, влезших на пальму и срезающих с нее ветви.
6. Иерусалим изображен как крепость с постройками внутри, в центре города - храм Соломона, часто имеющих навершие в виде креста - храм ассоциировался с христианской церковью.
7. Позади Христа мы видим изображение Елеонской горы. Гора является и географическим ориентиром, указанным в евангелиях, и дополняет верхний регистр иконы: гора, дерево (пальма) и город (Иерусалим) являются образом Троицы: гора указывает на Дух, город с храмом - на Отца, которому приносились молитвы до пришествия Господа, дерево указывает на будущие страдания Христа на "крестном древе".
Распятие Господне
1. Христос изображен на семи- или восьми-конечном кресте. Его руки распростерты на средней перекладине, нижней касаются ноги, на верхней мы видим надписание "ИНЦИ" - Иисус Назарянин Царь Иудейский", эта табличка с указанием причины распятия.
2. После смерти Христа один из воинов (согласно преданию, это был Лонгин Сотник) проткнул его бок копьем, из которого проистекли кровь и вода.
3. Крест окружают скорбящие ангелы, взирающие на смерть Бога.
4. По сторонам от креста скорбные фигуры свидетелей распятия. Это Богоматерь, жест которой обращен к умершему сыну.
5. С противоположной стороны любимый ученик Христа - Иоанн Богослов. Именно ему уже на кресте Господь поручил заботу о матери.
6. За фигурой Богоматери часто изображена группа женщин - будущих мироносиц, но, как правило, мы видим одну из них - Марию Магдалину, которой Христос явится после воскресения.
7. За Иоанном Богословом фигура в воинском облачении. Это Лонгин Сотник.
8. На заднем плане мы видим стену Иерусалима - Голгофа находилась за пределом города.
9. Крест установлен на горе, в которой мы видим темный проем с изображением черепа - это голова Адама. Согласно преданию, череп Адама был захоронен на Голгофе, и кровь, излившаяся из бока Христа, омыла главу праотца, символически прообразуя спасение человечества, первородный грех которого был смыт кровью Господа.
Воскресение Христово - Сошествие во ад
1. В центре композиции Христос - он в белых или золотых одеждах, символизирующих его преображенную божественную сущность.
2. За руку Он выводит из ада Адама, у его ног преклоненная Ева, восстающая из гробницы.
3. За Адамом и Евой из ада исходят умершие - фигуры в белых саванах.
4. Праведники со свитками, на которых написаны слова пророчеств о воскресении Христа, шествуют в рай, в начале процессии узнаваемы цари и пророки Давид и Соломон.
5. Души исходят из зубастой пасти ада - это красная антропоморфная фигура со множеством глаз.
6. На коленях ада восседает темная фигура со вздыбленными волосами - это сам Сатана, на коленях которого сидит Иуда с мешочком монет.
7. Праведники доходят до врат рая, которые были закрыты со времен грехопадения.
8. У ворот стоит благоразумный разбойник. Огненный херувим охраняет вход, однако разбойник показывает ему распятие - символ спасения человечества, - и херувим впускает его внутрь.
9. В раю разбойник встречает Илию и Еноха. Эти праведники, согласно преданию, были живыми восхищены на небо.
10. Праведники, вошедшие в рай, встречают там разбойника, который, по словам Христа, первым попал в Царствие Небесное.
11. Христос по воскресении возвращается к Отцу и восседает одесную Его на престоле.
12. В правой части композиции мы видим земные события, связанные с Воскресением. Это Христос на кресте, по сторонам от которого предстоят Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина и Лонгин Сотник.
13. Именно на кресте Христос обратился к разбойнику, распятому по правую руку от Него.
14. Христос по воскресении изображен в мандорле - символе Его божественности, Его ноги на камне, которым был закрыт вход в гробницу. Христу предстоят ангелы.
15. Чуть ниже изображены воины, охранявшие гробницу, которые попадали как мертвые от явления ангела, отвалившего камень от гроба.
16. Пришедшие к гробнице мироносицы увидели ее пустой, а сидящий ангел сказал им о воскресении Спасителя.
17. Под ногами центральной фигуры воскресшего Христа сокрушенные врата ада. Под ними мы видим Иоанна Предтечу, который был убит незадолго до воскресения и проповедовал праведникам в аду о скором избавлении.
18. В глубине ада ангел сковывает Сатану, рядом падающие темные демоны и красная фигура ада, который держит створку разрушенных врат.
Пять важных, но малопонятных слов древнерусского языка на "А"
Полет козла