ЗЕЛО

Древнерусская инфографика за октябрь

Материал подготовлен: ЗЕЛО
Пророк Иона
5 ОКТЯБРЯ
1. История пророка описана в одноименной Книге Ионы. Господь послал Иону к нечестивым жителям Ниневии с пророчеством, что все они погибнут. Пророк испугался и решил уплыть от Бога на корабле, однако поднялась сильная буря, и корабельщики выбросили Иону за борт.
2.В море Иону поглотил кит. "Кит" - это большая рыба, по эллинистической традиции он изображался как морское чудовище с пастью, передними лапами и длинным хвостом.
3. Иона три дня находился во чреве кита, где молился Богу. Именно молитва пророка, включенная в цикл Псалтири, чаще всего иллюстрируется в древнерусской книжности.
4. На третий день кит извергает Иону невредимым на сушу. В западноевропейской иконографии Иона после спасения не имеет на голове волос.
5. Часто в композиции можно увидеть и саму Ниневию, "град великий". Ниневитяне покаялись после пророчества Ионы, и Господь не стал уничтожать жителей города. Иона расстроился, что пророчество не сбылось, и решил посмотреть, не передумает ли Бог снова, поэтому сел неподалеку от города.
6. Пока он сидел, над ним выросла "тыква", защищавшая его от палящего солнца. Тыква быстро засохла и Иона очень огорчился. Тогда Господь сказал ему, что если он так сильно печалится о тыкве, которую не посадил, и о которой не заботился, то насколько Бог должен печалиться о тысячах покаявшихся людей.
Откровение Иоанна Богослова
9 ОКТЯБРЯ
1. В левой верхней части композиции Христос изображен в белом одеянии с золотым поясом, его волосы белы: "Видел... подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег" (Откр 1:13-14). Из уст его исходят меч и труба: "И слышал позади себя громкий голос, как бы трубный... И из уст Его выходил острый с обеих сторон меч" (Откр 1:10, 16).
2. В руке его огненная сфера, окруженная трубящими ангелами: "Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей... семь звезд суть ангелы семи церквей" (Откр 1:20). К ногам Христа припал сам Иоанн Богослов: "И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою" (Откр 1:17).
3. Рядом с фигурой Христа семь светильников, символизирующих семь церквей: "И обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому" (Откр 1:12-13).
4. В левом верхнем углу сегмент небесной сферы с золотыми звездами. В сфере изображен Святой Дух в виде голубя, восседающий на престоле.
5. В правой верхней части другая сцена Апокалипсиса - ангел дает Иоанну книгу - символ его пророческого дара: "И взял я книжку из руки ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем" (Откр 10:10).
6. Ниже еще одна сцена - Иоанн Богослов на острове Патмос (Откр 1:9). Подобная иконография характерна для выходных миниатюр Евангелий. Иоанн внимает пророчеству, позади него пещера, темный проем которой виден на заднем плане.
7. Подле Иоанна его ученик Прохор, записывающий слова пророчества. История о жизни в пещере и о ученике Прохоре не упомянуты в корпусе Библии, и основаны на церковном предании.
8. В нижней части композиции Иоанн Богослов на дает послания ангелам семи церквей, позади него сложное архитектурное сооружение (Откр 2-3).
9. Ангелы изображены в виде юношей с восьмиконечными нимбами, облаченными в далматики и плащи, у одного из ангелов даже епископский омофор. Они держат свитки с соответствующими отрывками из Апокалипсиса, каждый стоит в проеме своей церкви.1. В левой верхней части композиции Христос изображен в белом одеянии с золотым поясом, его волосы белы: "Видел... подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег" (Откр 1:13-14). Из уст его исходят меч и труба: "И слышал позади себя громкий голос, как бы трубный... И из уст Его выходил острый с обеих сторон меч" (Откр 1:10, 16).
2. В руке его огненная сфера, окруженная трубящими ангелами: "Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей... семь звезд суть ангелы семи церквей" (Откр 1:20). К ногам Христа припал сам Иоанн Богослов: "И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою" (Откр 1:17).
3. Рядом с фигурой Христа семь светильников, символизирующих семь церквей: "И обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому" (Откр 1:12-13).
4. В левом верхнем углу сегмент небесной сферы с золотыми звездами. В сфере изображен Святой Дух в виде голубя, восседающий на престоле.
5. В правой верхней части другая сцена Апокалипсиса - ангел дает Иоанну книгу - символ его пророческого дара: "И взял я книжку из руки ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем" (Откр 10:10).
6. Ниже еще одна сцена - Иоанн Богослов на острове Патмос (Откр 1:9). Подобная иконография характерна для выходных миниатюр Евангелий. Иоанн внимает пророчеству, позади него пещера, темный проем которой виден на заднем плане.
7. Подле Иоанна его ученик Прохор, записывающий слова пророчества. История о жизни в пещере и о ученике Прохоре не упомянуты в корпусе Библии, и основаны на церковном предании.
8. В нижней части композиции Иоанн Богослов на дает послания ангелам семи церквей, позади него сложное архитектурное сооружение (Откр 2-3).
9. Ангелы изображены в виде юношей с восьмиконечными нимбами, облаченными в далматики и плащи, у одного из ангелов даже епископский омофор. Они держат свитки с соответствующими отрывками из Апокалипсиса, каждый стоит в проеме своей церкви.
Покров Богородицы
14 ОКТЯБРЯ
1. В центре композиции Богоматерь с воздетыми руками (поза оранта, т.е. молящаяся).
2. Богородица как бы парит в воздухе, что и символизирует облако под ее ногами.
3. Над головой Богоматери два ангела держат покров - ее мафорий красного, или, гораздо реже, белого цвета. Иногда на нем видны изображения звезд.
4. Над покровом, простирающемся дугой наподобие небес, помещена полуфигура благословляющего Христа.
5. Слева изображена группа почитаемых на Руси святых - святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
6. Справа симметрично изображалась группа святых или предстоящих ангелов.
7. Вся сцена происходит в храме, изображенном как бы в разрезе. Хотя согласно Житию, это Влахернский храм в Константинополе, пять куполов отсылают нас к Софийскому собору Новгорода, где и сложилась подобная иконография праздника.
8. Под Богородицей изображены царские врата, через которые она вошла в храм. На иконах суздальской традиции на их месте изображен Роман Сладкопевец на амвоне, держащий свиток с текстом кондака Рождеству: "Дева днесь Пресущественного рождает". Память святого Романа, служившего во Влахернском храме, совершается в тот же день, что и праздник Покрова.
9. Справа от врат облаченный в лохмотья Андрей Юродивый указывает своему ученику Епифанию на видение Богородицы.
10. За ними группа святых юношей - мучеников.
11. С другой стороны, впереди процессии, Иоанн Предтеча со свитком.
12. За ним лик святых апостолов. Согласно Житию, они сопровождали Богоматерь в ее чудесном явлении.
Древнерусская инфографика за сентябрь
Древнерусские грамоты