ЗЕЛО

Древнерусская инфографика за сентябрь

Материал подготовлен: ЗЕЛО
Неопалимая Купина
16 СЕНТЯБРЯ
1. В центре расположено поясное изображение Богоматери типа Одигитрия, то есть "Путеводительница". В руках у Нее символы из ветхозаветных пророчеств: лествица Иакова (Быт 28:12-17), неопалимая купина (Исх. 3:2), гора нерукосечная (Дан. 2:34-35), город с изображением в нем Христа (Пс 86. 3).
2. Иногда вверху, на небесах, помещается фигура благословляющего Господа Саваофа в образе Ветхого Днями (Дан. 7:9).

По краям находятся сцены четырех ветхозаветных пророчеств о Богоматери:
3. Пророк Моисей у неопалимой купины (Исх 3:2)
4. Пророчество Исайи: "Вместо терновника вырастет кипарис" (Ис 55:13) или изображение огненного серафима с щипцами (Ис 6:6-7).
5. Видение во сне праотцу Иакову лествицы на небеса (Быт 28:12-17)
6. Пророчество Иезекииля о затворенных вратах (Иез 44. 2), символ непорочного зачатия.

От центрального круга с изображением Богоматери, окруженной огненными херувимами исходят лучи:
7. Зеленые или синие лучи означают само растение купину (то есть куст). В них помещены служащие Богоматери ангелы. Подвластные им стихии выражены в атрибутах: меч, чаша, облако, обнаженный человечек (ветер), ковчежец (мороз) и другие.
8. В красных, огненных лучах помещаются крылатые существа - символы четырех евангелистов из видения Иезекииля (Иез 1:5-10): ангел, орел, телец и лев.
9. Во внешних облаках, окружающих лучи также помещены ангелы стихий, или ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия, а также архангелы: Гавриил с ветвью, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью.

10. По краю облака нередко помещается надпись: Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный (Пс 103:4). Иногда на концах огненных лучей встречаются буквы А, Д, А, М, образующие имя первого человека. По апокрифическому преданию, ангелы собрали имя Адама от четырех сторон света, называющихся по-гречески Ἀνατολή, Δύσις, Ἄρκτος, Μεσημβρία.
Композиция "Премудрость созда Себе дом"
21 СЕНТЯБРЯ
Иконография основана на словах Притч Соломоновых, а также ряде других текстов: Посланиях апостола Павла, Откровении Иоанна Богослова, толкованиях отцов Церкви, богослужебных текстах.
1. Премудрость - вторая ипостась Троицы - изображена восседающей на престоле, имеющем семь столпов. Она в белых одеждах, в ее руках жезл и чаша. Изображение соотносится с текстом Притч Соломоновых: "Премудрость созда Себе дом и утверди столпов сeдмь" (Притч 9:1).
2. Вокруг премудрости несколько кругов, темнеющих к центру, обозначающих Божественный Мрак - непостижимость Божества. В красном круге изображены два херувима и тетраморф - таинственное существо с лицами животных из пророчества Иезекииля (Иез 1:10). Животные прообразуют все концы земли. В новозаветной традиции эти животные часто соотносятся с евангелистами, просветившими всю вселенную.
3. В том же круге у подножия Софии изображены престолы - ангельский чин, представляемый в виде огненных колес с крыльями и множеством глаз (Иез 1:14-18).
4. Во внешнем облачной сфере, скрывающей Божество, в кругах изображены чины ангелов. Херувимы изображены традиционно, рядом с ними вновь престолы, но уже в уникальной иконографии, остальные чины представлены парами ангелов. Венчает круг чаша - символ евхаристии.
5. Премудрость взирает на Богоматерь на престоле - тот самый дом из Притч Соломона, сосуд Боговоплощения.
6. К Премудрости обращен и царь Соломон, легендарный автор Притч. Позади него созданный им храм - ветхозаветный прообраз Богоматери. В руках пророка свиток с уже упомянутыми словами притчи: "Премудрость созда Себе храм".
7. Чтобы показать связь Богоматери с домом-храмом еще нагляднее, ниже изображен прп. Косма Маюмский, на свитке которого читаются первые слова Канона Великого Четверга: "Всевиновная и подательная жизни безмерная мудрость Божия созда храм Себе от Чистыя Неискусомужныя Матере".
8. Между кругами иллюстрация слов Притч о пире: "Премудрость... посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу" (Притч 9:3) Юноши, прообразующие пророков и апостолов, протягивают чаши безумным (Притч 9:4-5). Число юношей, как и число пришедших - семь, что отсылает нас к общей символике композиции.
9. К сюжету о пире относятся и сцены заклания тельца ("закла своя жертвенная") и наливания вина ("и раствори в чаши своей вино"). Кроме того, эти сцены прообразуют Евхаристию, призыв Премудрости повторит Христос Тайной вечере: "Приидите, ядите хлеб Мой и пийте вино" (Притч 9:5).
10. В верхней части композиции изображен храм, выражающий единство церкви, основанной на семи столпах.
11. Под сводами храма изображение семи вселенских соборов, являющих полноту ортодоксального вероучения.
12. Соборы изображены слева направо. Интересна иконография первого собора: в правом нижнем углу изображен нечестивец Арий с рассевшимся чревом, именно его ересь была обличена на соборе. Слева сцена явления явление Петру Александрийскому отрока Христа, который разорванной ризой свидетельствует о ереси Ария.
13. Далее идут изображения второго, третьего и четвертого соборов, обличивших ереси Македония, Нестория, Евтихия и Диоптра. Внизу под изображением четвертого вселенского собора гроб с мощами Евфимии Прехвальной
14. Пятый и шестой собор, изобличившие ереси монофилитов изображены стандартно. Во главе седьмого собора мы видим императрицу Ирину, восседающую с сыном Константином, обличившую ересь иконоборцев.
15. Над церковью семь медальонов с погрудными изображениями ангелов. Это ангелы семи церквей, упомянутых в Откровении Иоанна Богослова.
Воздвижение Креста Господня
27 СЕНТЯБРЯ
Иконы Воздвижения объединяют в себе несколько событий - это и обретение креста в Иерусалиме, и празднование этого события в Константинополе, и общее торжество христианского мира.

1. В центре композиции изображен святитель. Исторически это иерусалимский епископ Макарий. Часто его место занимает Иоанн Златоуст, один из основоположников константинопольской богослужебной традиции. Дабы показать тяжесть обретенного креста возле святителя помещены диаконы, поддерживающие его руки.
2. В руках святителя вознесенный (воздвигнутый) крест, которым он благословляет собравшийся народ. Также в руках епископ часто держит веточки растений. В этой детали отразилась реальная богослужебная практика, зафиксированная в Чиновниках нескольких русских соборов.
3. Епископ возносит крест на возвышении. На многих изображениях оно имеет несколько ступеней и таким образом отсылает к горе Голгофе.

4. Действие происходит на фоне большого однокупольного храма. Исторически это Храм Гроба Господня в Иерусалиме, однако подобное строение имел и Храм Софии в Константинополе.
5. На место действия указывает и грандиозная колонна с венчающей ее статуей всадника. Это сооруженная в 543 году в Константинополе триумфальная колонна Юстиниана, располагавшаяся неподалеку от Софийского собора.
6. Под киворием изображена царица Елена, чьими стараниями был обретен крест в Иерусалиме, иногда в руках она держит блюдо с гвоздями от креста. Рядом с ней изображение императора Константина. Хотя он и не присутствовал в Иерусалиме, однако именно он инициировал поиски христианских артефактов. На русских иконах XVII века появляются изображения царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и патриарха Никона. Символически их фигуры показывают преемственность Московского царства от Византии.

7. Внизу композиции располагаются молящиеся и поклоняющиеся кресту. Это могут быть и жители Иерусалима, и участники службы в Константинополе, и символическое изображение всех христиан.
8. Предстоящий народ разделен на группы, среди них есть и миряне всех возрастов, и священники в характерных облачениях.
9. Также выделяются несколько ликов певчих в круглых и остроконечных шапках. Такая иконография певчих встречается и в других русских иконописных композициях. Их возглавляют фигуры в красных одеяниях. Это знаменщики - регенты, руководящие своими хорами.
Древнерусская инфографика за август
Древнерусская инфографика за октябрь