ЗЕЛО

Лестница в небо

Автор: Александра Сечко

Лествица Райская— яркая метафора самосовершествования. Образ, с помощью которого Иоанн Лествичник излагал свои наставления, изображался вполне буквально — как лестница, ведущая в небо. Разбираемся, как устроено изображение Лествицы Иоанна.

Иоанн Синайский, живший в VI —VII веках, создал книгу наставлений, которая стала руководством для всех поколений восточнохристианского монашества. «Лествица» состоит из 30 глав-ступеней, которые ведут к духовному совершенству. Каждая глава — добродетель. Например, верхние три ступени: вера, надежда и любовь. Литературный образ лествицы Иоанна многократно изображался на иконах, миниатюрах и росписях.
Лествица Иоанна. Икона, XVIII в.


Иконография Лествицы
Лестница. Располагается в центре композиции. На ней держится вся структура изображения. По лестнице в небо ко Христу восходят монахи. Их стаскивают бесы и некоторые низвергаются в преисподнюю, как правило, с нижних ступеней.

Иоанна Лествичник. Фигура самого Иоанна традиционно присутствует на изображениях. Как правило, близ подножья лестницы, реже — наоборот, на верхних ее ступенях.

Дракон или пасть, пожирающая грешников. Практически неизменный элемент изображений Лествицы. Интересно, что этот образ восходит к сюжету Страшного Суда, а в самом сочинении Иоанна Лествичника отсутствует.

Лествица Иоанна. Миниатюры
1. нач. XVI в.
2. XVII в.
Афон и Синай
Греческая икона из монастыря Пантократор на Афоне (XVI в.) уникальна своей композицией: помимо лестницы значительное место в ней занимает изображение Синайской горы – места подвигов Иоанна Лествичника, с образами пророка Моисея, лицезрящего Богоматерь в Неопалимой Купине, преподобную Пахомию с ангелом и, наконец, ангелов, служащих у мощей великомученицы Екатерины.
Монастырь Пантократор на Афоне, XVI в. (Икона)

Чем стащить монаха
Композицию иконы Лествицы из монастыря святой Екатерины можно, напротив, назвать весьма каноничной – доминанта лестницы в окружении сил света и тьмы: логика метафоры проста – люди восходят по лестнице к небесам, а демоны стараются сбросить их в преисподнюю. Однако, характерная черта этой иконы – луки у чертей, помимо привычных крюков.

В церкви Николы Надеина (1621 г.) в Ярославле роспись, исполненная в 1640-1641 гг., содержит подобную интересную деталь – застоявшихся на нижних ступенях иноков бесы стаскивают не крюками и не луками, а сетями.
1. Монастырь Святой Екатерины на Синае, XII век (икона)
2. Церковь Николы Надеина, 1640–1641 гг. (фреска)
Житие
Произведение, уникальное своей насыщенной детализацией, – икона «Видение преподобного Иоанна с житием и подвигами» из Рыбинского музея (посл. треть XVI – начало XVII в.). Она самобытна многочисленностью и подробностью сцен жития святого – цикл открывает сцена прощания святого Иоанна с родителями, после которой изображены сюжеты кораблекрушения, которое терпят преподобный с братом в пути, становления монахами после выхода из пучины «моря житейского», чудесного спасения Иоанном ученика Моисея, а также многочисленные сцены подвигов.
Рыбинский музей, вторая половина XVI века (икона)
Древнерусские настольные игры:
новгородские доски
Древнерусские настольные игры:
зернь костарная