Что такое русский стиль?

Материал подготовил Игорь Борисович Вишня, художник,
член СХ РФ, аспирант СПбИИ РАН, Санкт- Петербург.

Художник и исследователь Игорь Вишня рассуждает, в чем специфика русского искусства. Он представляет Лицевой летописный свод как центральное явление русского Ренессанса и предлагает манифест русского стиля.

В XIX веке в русле общеевропейских поисков национальной идентичности в России начались первые серьезные исследования древнерусского искусства. Тогда началась работа по коллекционированию и расчистке старинных икон, стали реконструироваться и изучаться древнерусские храмы, художники поехали искать вдохновение не только в Италию, но и в Новгород, во Владимир, в Киев. В результате появился «русский стиль» братьев Васнецовых, Михаила Врубеля, Николая Рериха, Ивана Билибина, Михаила Нестерова, Павла Корина, Кузьмы Петрова-Водкина.
Страницы Лицевого летописного свода. XVI в.
Почти всегда «поиски русского» эти мастера начинали из глубины веков – от языческой Руси, древнеславянских городищ, времён крещения, домонгольского периода русской истории. И почти незамеченной, скрытой от глаз художников оставалась культура России XVI в., эпохи Ивана Грозного. Причин тому несколько. С одной стороны, отталкивала сама репутация Ивана IV, созданная еще Карамзиным. Образ сумасшедшего царя-убийцы, фанатика, поддержанный Репиным и многими другими, не допускал даже возможности создания в его время шедевров искусства. С другой стороны, почти все памятники XVI в. имели сугубо религиозный характер, и попытки понять их художественные особенности, «перевести» на язык светского искусства могли быть восприняты православной церковью, обществом, да и самими художниками (ведь многие из них были глубоко верующими!) как покушение на святое, оскорбление веры. Наконец, многие шедевры искусства того времени были просто недоступны зрителям, и прежде всего это относится к рукописным книгам, надежно спрятанным в монастырских библиотеках.
Страницы Лицевого летописного свода. XVI в.
Яркая иллюстрация – судьба Лицевого летописного свода. Свод не был завершен и переплетён, тысячи разрозненных листов остались лежать «мертвым грузом» в мастерских. Затем они разошлись по частным коллекциям, музеям, библиотекам, и только избранные зрители (вряд ли их наберется несколько десятков за прошедшие четыре столетия!) могли видеть эти миниатюры. Настоящее чудо заключается в том, что среди всех перипетий русской истории эти листы не были потеряны и сожжены, что постепенно частные лица от Москвы до Томска передавали их в государственные хранилища, и лишь в ХХ в. пришло осознание того, что все вместе они составляют единое художественное произведение. Лицевой свод можно с полным правом назвать забытым, потерянным шедевром русского искусства. И сегодня мы – очевидцы триумфального возвращения этого великого памятника в русскую культуру.

Игорь Вишня. Древнерусский пир. Работа из серии "Третий Рим", 2021
Уникальность ЛЛС заключается прежде всего в том, что он был создан в тот удивительный период, когда русское искусство уже освободилось от византийского влияния, но еще не попало под влияние Европы. Я вижу в каждой миниатюре свода маленький шедевр, явление Русского Ренессанса (о существовании которого до сих пор спорят историки, культурологи, искусствоведы). Только этот Ренессанс – не продолжение итальянского или северного ренессанса, а полная ему противоположность.
Игорь Вишня. Работы из серии "Третий Рим", 2021
1. Святое воинство
2. Соборность
Русские художники в XVI в. продолжали мыслить образами, а европейские уже в то время перешли к созданию арт-объектов. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается основная особенность русского стиля – в устремлении к единому, целостному, сакральному. Изображаемое не расчленяется на элементы и объекты, а, напротив, соединяет их в единый и неповторимый образ. Еще одна отличительная особенность свода – наличие в нем огромного пласта вполне светской живописи. Мастера свода, оставаясь в рамках православной религии и культуры, сумели органично включить в него тысячи светских элементов и деталей. Это значительно расширяет представление о православной эстетике, делает ее доступной людям с очень разными, не обязательно православными, взглядами.
Игорь Вишня. Работы из серии "Третий Рим", 2021
1. Царская милость
2. Древнерусская старина
Я убежден, что русский стиль вот уже 400 лет существует на страницах Свода. Наша задача — понять это и развить в современных формах искусства. Признаки, по которым я выделяю Свод как образец русского искусства таковы:
  • особое целомудренное изображение образов, скромность в изображении;
  • вторичность техники по отношению к содержанию, художник не любуется своей техникой. Владение ремеслом - не самоценность (как часто бывает у западноевропейского мастера);
  • яркая эмоциональность образов, выраженная через тонкое понимание и чувство цвета, живописность образов. Сердце и чувство для древнерусского художника важнее разума;
  • светоносность образов: свет важнее тьмы, внутренняя чистота и глубина образов важнее поверхностной красоты.
Игорь Вишня. Работы из серии "Третий Рим", 2021
1. Луна и Солнце. Печаль и Радость
2. Поход латинян на Константинополь
Всё это позволяет мне утверждать, что именно миниатюры Лицевого свода есть краеугольный камень русского стиля. К сожалению, этот стиль в свое время не получил развития. Но сегодня у нас есть все возможности, для того чтобы «подхватить» русский стиль Свода и продолжить его. Мы уже пресыщены искусством академическим, искусством современным, мы ищем новые пути развития. И Лицевой Свод показывает нам направление этих поисков.
Игорь Вишня. Работы из серии "Третий Рим", 2021
1. Небесное воинство
2. Измена. Гибель Великого Князя
В своих работах я стараюсь найти связь образов Свода с современностью. Выставка «Русский стиль» является частью масштабного одноименного проекта, цель которого – выявить значение художественной культуры XVI века (Русского Ренессанса) для современного человека, заново открыть наше прошлое и увидеть в нём наше будущее.

Если сформулировать тремя словами суть «Русского стиля» — многомерность, соборность и благодатность.