ЗЕЛО

Три самых сложных древнерусских вязи

Материал подготовлен: ЗЕЛО
Уникальный случай сочетания вязи, полуустава и скорописи. РНБ Q.XVI.21, л. 64 об.
В Азбуковнике 1613 года на отдельном листе помещен уникальный случай - каллиграфический круг, в котором соединены все использовавшиеся в то время типы письма: вязь, полуустав и скоропись
Вязью: Слава Богу, действующему в нас, еже хотети
Полууставом: и еже деяти о благоволении, вся творити во спасение верных, емуже честь и благодарение со Единородным Его Сыном
Скорописью: и Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веком. Аминь. Христе, Боже наш, слава Тебе, всякому бо еси делу благу начало и конец.
Искушение Евы из певческого сборника XVI - XVII вв.
РНБ Вяз. O. 20, л. 1
Оригинальная маргиналия (изображение на полях) певческой рукописи содержит сцену искушения Евы. Праматерь стоит возле причудливого дерева и протягивает руку к запретному плоду - единственному цветному элементу в композиции. Заглавие книги написано редкой по типу витиеватой многоцветной вязью.
Последование церковнаго пения
Вязь из Апокалипсиса ОР РНБ Q.I.1141, л. 227
В Апокалиписисе 1721 г. помещена надпись вязью, весьма сложная для чтения. Один из читателей рукописи попытался расшифровать скрытый текст, а после безуспешной попытки оставил над вязью надпись карандашом: «Каракули».
Расшифровке этой вязи мы посвятили отдельную статью
Домонгольские храмы Древней Руси
Лицевые рукописи XIV века в открытом доступе