Материал подготовил Петр Глебович Ершов Кандидат искусствоведения, ведущий специалист Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП)
Спасо-Преображенский собор в Чернигове
Спасо-Преображенский собор в Чернигове – старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества. Пятиглавый четырехстолпный храм с нартексом (притвором) был заложен в начале 1030-х годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем, братом Ярослава Мудрого. Мастера, возводившие собор, вероятно, относились к константинопольской школе, хотя некоторые черты памятника – многоглавие, укрупненность форм, элементы декора наводили исследователей на мысли об ином происхождении строителей (Херсонес, Абзхазия). На фасадах, частично освобожденных от позднейшего штукатурного слоя, можно видеть различные варианты орнаментов из кирпича-плинфы.
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве был возведен по заказу Ярослава Мудрого в конце 1030-х – начале 1040-х годов артелью византийских мастеров, вероятно, прибывших из Константинополя. Величественный пятинефный храм с двухярусными обходными галереями имел тринадцать глав (сейчас их 19) и стал композиционным центром нового архитектурного ансамбля в Киеве, выстроенного по замыслу Ярослава Мудрого. В конце XVII века собор был перестроен в стилистике украинского барокко и в таком виде дошел до наших дней. В интерьере сохранился один из самых больших мозаичных ансамблей в восточнохристианском искусстве, а также мраморный саркофаг князя Ярослава.
Софийский собор в Новгороде
Шестиглавый пятинефный Софийский собор в Новгороде был построен в 1045-1050-х годах византийскими мастерами, работавшими до этого над возведением киевской Софии. Это – первый каменный храм на северо-западе Руси, ставший сакральным центром средневекового Новгорода. Новгородский храм меньше киевского по размерам, но более массивен по пропорциям. Изначально стены Софии не были оштукатурены, демонстрируя подлинный цвет красноватого камня и кирпича. В интерьере собора частично сохранились фрески XI-XII веков. Западный фасад храма украшают бронзовые Магдебургские (или Корсунские) врата, выполненные в середине XII века немецкими мастерами.
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли – один из главных символов древнерусского зодчества. Она была поставлена князем Андреем Боголбским в 1165 году в память о погибшем сыне князя Изялсаве, у впадения в Нерли в Клязьму, на искусственном холме. Вероятно, это был первый на Руси храм, посвященный празднику Покрова Богородицы. Как и другие памятники владимиро-суздальской архитектурной школы, здание сложено из белого камня и украшено резьбой. Первоначально постройка была окружена с трех сторон галереями, остатки которых были вскрыты раскопками.
Церковь Спаса на Нередице
Церковь Спаса на Нередице 1198 года постройки расположенная недалеко от Новгорода является самым ярким примером новгородской строительной традиции второй половины XII – начала XIII века. Несмотря на типологическую близость к церкви Покрова на Нерли (четырехстолпный одноглавый храм с позакомарным покрытием), нередицкая церковь отличается лаконизмом и строгостью форм, сочетающихся с живописной неровностью фасадов, будто вылепленных рукой. Интерьер постройки был полностью украшен фресками, однако большая их часть была утрачена во время Великой Отечественной войны. Реставрация 1950-х годов вернула храму прежний облик.
Церковь Михаила Архангела в Смоленске
Церковь Михаила Архангела в Смоленске (конец 1180-начало 1190-х годов) – первый и самый яркий пример храмового типа, сложившегося к концу XII века в древнерусской архитектуре и распостранившегося практически повсеместно. Это течение характеризовалось стремлением к созданию динамичных и эффектных архитектурных композиций (так называемые башнеобразные храмы) отчасти и под влиянием готической архитекутры. Изысканная и экспрессивная архитектура фасадов со ступенчато повышающимися объемами в сочетании с вертикально организованным, действительно башнеобразным внутренним пространством представляла контраст с более спокойным, умиротворенным характером зодчества предыдущих десятилетий.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234 гг.), последний домонгольский храм владимиро-суздальской архитектурной традиции. По словам летописца, заказчик строительства, князь Святослав Всеволодович выступил и в роли зодчего («сам бе мастер»). Все нижние части стен основного объема и притворов храма были покрыты сплошным резным каменным декором с изображением евангельских сцен, святых, птиц и животных (есть даже слон!). К сожалению, в XV веке глава и своды собора обрушились. Московский мастер Василий Ермолин, восстанавливавший в начале 1470-х годов храм, сделал его более приземистым, при этом многие рельефы оказались перепутаны и установлены произвольно. В настоящее время существует несколько вариантов реконструкции венчающих частей собора.