В древнерусской традиции времена года часто представлялись как антропоморфные образы царей и цариц. Наибольшее распространение получила Притча о Царе-Годе, где каждый сезон соответствует определенному человеческому возрасту. Зима, оканчивающая год – это старец, а весна – молодой юноша, держащий в руках необычные предметы:
Царь некий бяше юн зело, оболчен в царьская одеяния, и венец златый на главе его. Седящу ему на престоле обычне, нозе же ему бяху наги едины, и не имущу ремень сапогу его. Имеяше же в правой руце ключь висящь и светилник держаше, на немъже две свещи, обе равны, но обаче едина возжена, другая же не горит. В левой же руце свиток, в немже написано два слова. Веселящу же ся ему и радующуся, и богатства многа собирающу и богатеющу.
Эта притча, включаемая в состав Месяцесловов, Святцев, Пасхалий и Синодиков нередко иллюстрировалась. На миниатюрах мы видим юношу в красном одеянии, который восседает на престоле. На его голове корона, в руках светильник с двумя свечами, символизирующий весеннее равноденствие, и ключ – образ «отворения» воды и начала судоходства. Ноги его необуты, поскольку деревья еще не до конца «оделись» в листву. Часто на изображениях присутствует и весенний пейзаж: деревья и восседающие на них разноцветные птицы.
РНБ, ОЛДП O. 17
РГБ, Ф.310 №446
РНБ, F.I.256
РНБ, F.I.256
РГБ, Ф.310 №446
РНБ, ОЛДП O. 17
РНБ, F.I.735
РНБ, Q.I.1482
ГИМ, Хлуд. 181
ГИМ, Хлуд. 181
РНБ, Q.I.1482
РНБ, F.I.735
Помимо весенних деревьев, художники добавляли на изображения сельскохозяйственные работы, характерные для этого сезона. В Пасхалии XVII века на миниатюре мы видим обрабатывающего землю человека, с надписанием «ореть», то есть «пашет». В рукописи Великого миротворного круга того же столетия на изображение множества деталей: здесь люди боронят и засевают землю, обрабатывают ее лопатами и граблями. На миниатюре разместилось даже изображение водоема с небольшим корабликом.
РГБ, Ф.299 №236
РГБ, Ф.173.I. №103
РГБ, Ф.173.I. №103
РГБ, Ф.299 №236
Однако в древнерусских сочинениях весну сравнивали не только с босым юношей. Встречается нам и описания первого времени года в образе девушки:
Весна наречется девою, понеже преукрашенна бе красотою и добротою сияющи чюдно и преславно, яко всем дивитися зрящим доброты ея. Любима бо и сладка всем, родит бос я всяко животно в ней, и радости и веселия исполнена.
На изображениях мы видим девушку в короне, также облаченную в красное платье. В руках ее цветущие ветки – образ пробуждения природы. На миниатюре Жития Нифонта Констанцского XVII века в руках у Весны красный плод, из полусферы неба над ее головой исходят лучи тепла, согревающие землю. В рукописи Страстей Христовых уже следующего столетия в небе над головой Весны изображен зодиакальный Овен. В календарном Сборнике того же столетия Овен помещен в солнечный диск, такое изображение сопровождается и поясняющим текстом: «Любезная весна возсияет, егда Солнце в знак небесного Овна вступит».