ЗЕЛО

Крокопёс

Материал подготовлен: Кузнецова О.А.
к. ф. н., филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
o_kuznetsova@mail.ru
Суздаль, печной изразец (XVIII). Подпись: «Глотает и лачет» (глотает и лакает)
Казалось бы, перед нами просто собака с хорошим аппетитом. Но в подписи пропала буква. Сохранились изразцы с собакой в другой позе, подписанные исторически точнее: «Глотает и плачет».

Эмблема, к которой восходит изразец («Devorat, et plotat»), отсылает нас к легенде о крокодиловых слезах. Из античных и средневековых источников авторы Нового времени получили сведения о том, что плачущий убийца то ли раскаивается в содеянном, то ли притворяется, то ли огорчён, что не может разгрызть человеческий череп. Русские рукописи XVIII в. тоже содержат эту историю:

егда хощет ясти человека, первее влечет главу его и растерзает от протчии части тела — и тогда седит и плачет притворными слезами мало, и тогда снедает его; сего ради, егда видим кого плачюща притворне и лицемерне — глаголем, яко уподобляется коркодилу.

Как же крокодил стал собакой? Начнем с того, что известные в XVIII веке гравюры и эмблемы изображают рептилию не слишком похоже. Виляющий хвост, короткая морда, неоднородная структура кожи вроде пятнышек вполне могли повлиять на это превращение.
«Символы и эмблемата» (1705)
«Emblemata: partim Moralia partim etiam Civilia» (1618)
Но собака заменяет крокодила и на изразцах с другими животными — например, совой, вороной... Складывается впечатление, что художники руководствуются правилом: в любой непонятной ситуации рисуй собаку.

Чтобы изразцовая картинка попала в массовое производство, она должна быть максимально понятной и лёгкой для повторения. Именно поэтому реплики и персонажи на изразцах по сравнению с оригинальными гравюрами-источниками упрощаются, заложенные в эмблемах иносказания уходят. Экзотические существа (аспид, дельфин, морская коза) тоже изображены на печи, однако они не участники событий, а подписанные чудища. Бытовая сценка чаще посвящена понятным персонажам: людям, птицам, собакам — пусть и прожорливым.

Изображения весны в древнерусских рукописях

Спасенья нет