Древнерусские художники нередко изображали гибридов-звероглавцев, существ, которые будут иметь человеческое обличье, но голова которых будет подобна какому-либо животному. Причин таких изображений несколько – подчеркнуть звериные повадки нечестивца, устрашить читателя или продемонстрировать разнообразие мироздания.
Псоглавцы – кинокефалы
Наиболее часто можно встретить в древнерусском искусстве кинокефалов – людей с собачьими головами. В Сказании об Индийском царстве поп и царь Иоанн рассказывает, что среди обитателей его земли среди прочих есть псоглавцы: «Есть у мене люди пол птици, а пол человека, а иныя у мене люди глава песья».
Считалось, что к этому племени относился святой Христофор. Происходя из племени кинокефалов, он попал на воинскую службу в Рим, где и уверовал во Христа. Ангел коснулся уст Христофора, поэтому он смог разговаривать несмотря на свою песью голову. За проповедь Христа святого обезглавили, поэтому на некоторых изображениях Христофор держит в руках свою собачью голову на блюде.
Кровожадные народы Гог и Магог, которые в последние времена должны прийти из далеких земель и воевать с праведниками, на миниатюрах средневековых рукописей часто предстают в облике псеглавцев, это указывает на их кровожадность и каннибализм.
Телчеглавцы
Согласно Житию Андрея Юродивого, облик грешников после смерти изменится, их кожа станет иного цвета, а некоторые и вовсе воспримут звериную внешность. На изображениях лицевых списков Жития можно увидеть скотоблудников: это мужчина и женщина, головы которых превратились в бычьи.
Рога скота часто являются атрибутом нечистой силы, однако древнерусские художники часто подрисовывали бесам не просто рога, но и всю голову представляли как у тельца. В таком обличье демоны могут искушать святых или мучить грешников. Звероподобие – один из самых распространенных маркеров бесов в средневековом искусстве, поэтому они могут иметь головы не только бычьи, но и собачьи, свиные, змеиные, львиные и даже слоновьи.
Телчеглавцев встретил в своем походе и Александр Македонский. В Александрии – средневековом романе о его подвигах, – описывается племя рогатых соплеватых людей: «Зимой у тех людей сопля замерзнет, и он умрет. А летом как сопля растает, и он оживет».
Птицеглавцы
В Александрии описывается еще одно необычное племя – людей с птичьими головами. Этот народ пришел в Александру, который построил им город, назначил царя из из среды и научил их жить по-человечески.
Собака, свинья и кошка
В Цветнике, популярном страообрядческом сборнике приводится поучение инокам о том, как они должны вести себя за трапезой. А если инок произносит за едой что-то, кроме Иисусовой молитвы, подобен псам, свиньям и кошкам – нечистоплотным животным. Художники иногда изображали таких нечестивых монахов со звериными головами.