"Физиолог" Дамаскина Студита.
"Дамаскина, архиерея Студита собрание от древних философов о неких собствах естества животных" - средневековая энциклопедия об особенностях и повадках животных. Помимо реальных слона или петуха, автор сочинения описывает и вымышленных существ: аспида, саламандру, зверя горгония.
Необычны и свойства зверей: орел не пьет воды, а медвежата при рождении выглядят как кусок мяса, не имея ни глаз, ни ушей.

Перевод и транслитерация памятника, который до настоящего времени не был опубликован,
выполняются по рукописи XVII в. (ОР РНБ ОСРК Q. V. 1) с уточнениями по другим спискам.

Вы можете поддержать проект перевода памятника.
1. О орле.

Орел есть царь над всеми летающими. И никогдаже в животе своем пиет воду, зане подобает ему, понеже есть царь всех птиц, не быти рабу всех хотений плотьских, якоже суть меньшия птицы. Еще зрят чисто очеса его, егда летает, тоньчайшую вещь, яко рещи, муху, или зерно пшеничное.

Толико же боятся его змиеве, яко токмо слышат шум крыл его, егда летает, абие утаеваются во глубинах земли, да не восхитит я, и разторгнет я ногты своими, понеже любит ясти звери. Пища же его суть заяцы и малыя козы дивия, и елени, и гуси, и агньцы, многажды восхищая и тельца, и снедает его, егда обрящет его на пусте месте.

Имать же и таковую мудрость от Бога: егда родит орлица птенцы своя, тогда орел идет на гнездо малых птенцов, и поставляет я пред солнцем, и внимает добре. Аще убо оны станут твердо, и узрят лучу солнечную, тогда познает, яко есть истинное семя его. Аще же заключат очеса своя, и не возмогут видети лучу солнечную, тогда познает, яко суть таймичища, сиречь прелюбодействова мати их с инем орлом. И абие ударяет я крилом своим, и извергает долу гнезда.

Имать же и сей обычай, яко никогда ловитвы иного животна снедает, сиречь ловитву крагуеву, или иныя птицы, аще и гладен будет дней десять, токмо аще что уловит сам ногты своими, оно снедает. Егда же будет велика ловитва его, и насытится ядый, тогда усты своими дунет на останок мяса, и оставляет е на единем древе, и от обоняния оного дуновения ни едина птица дерзает приближитися к мясу оному еже ясти его, доньдеже паки приидет орел обрести е цело. Аще взалчет ястие, аще обрящет и иную ловитву, тогда вчерашнее мясо поверзает долу, днешнее же и излишнее сохраняет паки на утро. <…>

Егда же обрящет черепаху, возхищает и возносит
ю на высоту, и внимает, где есть великий
камень, таже повергает ю на камень, и
сокрушится, и тако снедает орел мясо ея.

Раждает же два яйца, и согревает я тридесять
дней, и егда родятся, стоит орел выше, орлица же ниже. Глаголют же нецыи: аще вложиши перие орлее в тул,
идеже суть стрелы и суть перие иныя птицы, абие
падает перие от стрел оных.

Живет же многа лета, паче ста, и егда
состареется, падает перие его, и творит
иное новое, и тако бывает паки новый,
якоже глаголет пророк Давид:
«Обновится яко орля юность твоя».
1. Об орле.

Орел - царь всех летающих (животных), и никогда в своей жизни не пьет воду, поскольку не подобает ему, как царю всех птиц, быть рабом плотских желаний, подобно меньшим птицам. Когда же он летает, глаза его видят остро мельчайшие вещи, размером с муху или пшеничное зерно.
Настолько же боятся его змеи, что как только услышат шум его крыльев, когда он летает, тотчас скрываются в глубинах земли, дабы он не схватил их, и не растерзал когтями своими, поскольку он любит пожирать этих зверей. Пища же его – зайцы, малые дикие козы, олени, гуси и ягнята. Нередко хватает и тельца, и съедает его, если встретит того в пустынном месте.
Обладает же и такой премудростью от Бога: когда рождает орлица своих птенцов, тогда орел летит к гнезду с малыми птенцами, ставит их перед солнцем и внимательно смотрит. И если они встанут твердо и посмотрят на солнечные лучи, тогда он поймет, что это его настоящее потомство. Если же они закроют глаза свои, и не смогут взглянуть на солнечные лучи, тогда поймет, что это выродки, то есть мать их прелюбодействовала с другим орлом. Тогда тотчас ударяет их крылом своим, и сбрасывает вниз из гнезда.
Имеет же и такую особенность: никогда не съедает добычи другого животного, то есть добычу коршуна, или другой птицы, даже если будет голоден 10 дней. Только что сам поймает когтями своими, то съедает. Если же добыча его будет большой, что поев, он насытится, то устами своими дует на остаток мяса, и оставляет его на одном дереве. И от запаха этого дуновения ни одна птица не дерзает приблизиться к этому мясу, чтобы съесть его, и орел приходит снова и находит его нетронутым. Если же (орел), проголодавшись, найдет другую добычу, то вчерашнее мясо скидывает вниз, а сегодняшнее и излишек сохраняет снова на утро. <…>
Если найдет черепаху, хватает и поднимает ее на высоту,
и смотрит, где есть крупный камень, и сбрасывает
ее на камень, и она разобьется, и так съедает
орел мясо ее.
Рождает же (орлица) два яйца, и согревает их тридцать дней. И когда родятся, стоит орел выше, орлица же
ниже. Говорят же некоторые: если вложишь перья
орла в колчан, где стрелы, и там есть перья иной птицы, тотчас падают перья у тех стрел.
Живет же много лет, более ста, и когда состарится,
опадают перья его, и появляется новое, и он
снова становится молодым, как сказал
пророк Давид: «Обновится, как орел, юность твоя».
2. О петеле.

Петел глаголется петух, имать же обычай: борется со иным петелем о жене своей, да не поймет ю иный, и аще убо победит, радуется, и вопиет велегласно. Аще же победится, смиряется велми, и от стыда своего немощетсвует дни многия, и аще не узрит вящши соперника своего, паки здравствует, аще же и видит его, яко преимуществует, тамо умирает от горести своея.

Толико же есть горд, яко аще восхощет внити в некую дверь, аще есть и пяти сажен высота, той приклоняет главу свою, бояся неразтлети доброту главы своея.

И аще случится и умрет курица, яже имать птенцы малыя, той бывает аки мати, и хранит я, и творит, елика знаменования творит и курица, и во дни оныя ниже поет, ниже борется со иным петелем.
2. О петеле (петухе).

Петелем называется петух. Имеет же такую особенность: дерется с другим петухом за жену свою, дабы тот не завладел ей. И если победит, то радуется, и кричит громогласно. Если же будет побежден, весьма уничижается, и от стыда своего болеет многие дни. И если не увидит никого сильнее своего соперника, то снова выздоравливает. Если же видит, что тот (всегда) одолевает, то умирает от своей печали.
Настолько же горд, что если захочет войти в какую дверь, если даже та будет высотой в пять саженей, он наклоняет голову свою, боясь растрепать красоту головы своей.

Если случится, что умрет курица, у которой малые птенцы, то становится (петух) им как мать, и оберегает их, и делает то же, что (обычно) делает курица, и в такие дни ни поет, ни дерется с другими петухами.
3. О славии.

Славий глаголется соловей, имать же обычай, егда видит человека слушающа гласа его, или видит его, тогда пущается и поет часто и красно. Егда же видит человека беседующа со иным человеком, непщует во уме своем, яко не имут любве слушати его, и сего ради гневается, и не поет часто. Егда же есть в пустыни, и видит, яко никтоже слушает его, и не украшает пение свое, якоже в клетце. Глаголют же, яко славий, егда имать малыя птенцы, учит я пети, якоже доборы певец ученики своя. Мясо же славия аще снесть кто, бывает неусыпаемый и не спит. Зимою отнюдь не поет, токмо древеса начнут егда процветати, тогда да начинает и той пети, и в начале убо поет день и нощ часто, даже до пятинадесяти дней, по сих же не поет толико же часто, якоже прежде.
3. О славии (соловье).

Славием называется соловей. Имеет же он такую особенность: когда видит человека, слушающего его пение, тогда расходится и поет часто и красиво. А когда видит человека, говорящего с другим человеком, то думает в уме своем, что не любят они слушать его, и поэтому гневается, и не поет часто. Когда же в пустынном месте, и видит, что никто не слушает его, то не украшает пение свое как в клетке. Говорят, что соловей, когда имеет малых птенцов, учит их петь, как хороший певец учеников своих. Если же кто съест мясо соловья, то не может уснуть, и не спит. Зимой совсем не поет, только когда начнут процветать деревья, тогда начинает и он петь, вначале поет днем и ночью часто, даже до пятнадцати дней, после же этого не поет так часто, как прежде.
4. О медведице.

Медведица егда родит дети своя, раждает я неисправленныя, сиречь не разлучаются очеса, или уши, или ноги, или инии уды, токмо раждается часть мяса, и она лижущи я языком своим, творит им лице, и очеса, и прочия уды, таже отдоевает я. Раждает же зело малое рождение, якоже едину мыш величеством, и егда имать малыя дети, есть зело злобна, и всегда яростна. Раждает же два щенята токмо. Обретается же на местех теплых, егда раждает.

Едина же та от иных зверей яст мяса и плоды древу, и восходит на древеса, якоже и человек. Любит же зело пчелы, и снедает я, и мравия во пне. Снедает же и дикия свинии и елени. Борется же сь юнцем, и побеждает ю, зане падает взнак, и егда восхощет юнец рогами збости, она абие восхищает его за гортань ногами своими, и усты своими хапает уста юнцовы, и тако умерщвляет его. <…>

Имать же сицевый обычай, яко егда
обрящет человека спяща, подъемлет
едину ногу свою, и полагает ю прямо
носа человеческаго, и творит
нечювствовати вящши отнюд, и тако
копает ров созади главы его, и он
не чюет, и тогда усты своими абие
глотает кровь бедного онаго человека,
и дает ему нечювъственную и злую
смерть.
4. О медведице.

Когда медведица рождает своих детенышей, рождает их неустроенными, то есть, не отделены у них глаза, уши, лапы или другие члены, но рождаются подобно куску мяса. Она же лижет их своим языком, и делает им лицо, глаза и прочие члены, а также кормит их. Рождает же совсем маленьким детенышей, размером с одну мышь, и когда имеет малых детей, очень злобна и весьма яростна. Рождает же только двух детенышей, и когда рождает, находится в теплых местах.
Еще же она единственная среди всех зверей, кто ест и мясо, и плоды деревьев, и забирается на деревья как человек. Любит же весьма пчел, и ест их, и муравьев во пнях. Пожирает же диких свиней и оленей. Борется с тельцом, и побеждает его, поскольку (когда борется с ним) падает навзничь, и когда телец хочет забодать ее рогами, она тотчас хватает его за гортань своими лапами, и устами хватает уста тельца, и так умерщвляет его. <…>

Имеет же и такую особенность: когда найдет спящего человека, поднимает одну свою лапу, и кладет ее перед человеческим носом, и этим делает так, что тот совершенно ничего не чувствует. Тогда выкапывает яму позади его головы, тот же ничего не чувствует. И тогда устами своими тотчас глотает кровь несчастного этого человека, и устраивает ему бесчувственную дурную смерть.
5. О рысе.

Рысь есть едино животно четвероножное, видом яко пес, обаче болши есть, имать шерсть пестру, и та целомудра, якоже горлица, занеже ниже мужеский пол, ниже женский приемлет совокупление со инем, токмо со онем, с нимъже предвари изначала оного любити даже до смерти.
5. О рыси.

Рысь – это одно из четвероногих животных, видом как собака, однако крупнее, и имеет пеструю шерсть. Целомудренна она как горлица, поскольку ни самец, ни самка не приемлют совокупления ни с кем другим, как только с тем, кого изначально обещали любить до смерти.
6. О пауке.

Паук есть малое животно, еже творит тканием на стенах, есть художно животно, зане изимает из чрева своего тонкое ткание, и поставляет е хитростию на воздусе, якоже круг, и в краех протягает иныя нити, да утвердит добре ткание свое. Таже седит посреде, и ожидает когда уловити муху, и иное малое животное летающее, тогда идет и обвиет тканием своим, да не возможет избежати, и тако снедает е, обаче егда родит, умирает, зане снедают ю дети ея.

Раждает же паук два детища, и меньший седит посреди круга и ловит животная малая, зане есть малый, и не видится, другий же болший седит вкрай ткания, да не видят его малая животная и бегают.
6. О пауке.

Паук – маленькое существо, которое создает паутину на стенах. Это умелое животное, поскольку вытаскивает из живота своего тонкую паутину, и укрепляет ее мастерством в воздухе, подобно кругу, и по краям протягивает другие нити, дабы хорошо укрепить свою паутину. Затем он сидит в центре, и ждет, пока не поймает муху, или другое маленькое летающее существо. Тогда идет, и оплетает его паутиной своей, дабы то не могло убежать, и так съедает его. Когда же рождает, то умирает, поскольку съедают его дети его.
Рождает же паук двух детенышей, и меньший сидит в центре круга, и ловит маленьких животных, поскольку он мал, и его не видно. Второй же, больший, сидит на краю паутины, дабы не увидели его малые животные, и не убежали.
7. О аспиде.

Аспид есть животно двоеножное, имать крила, и лицем подобен есть, якоже змий великий, обаче есть ширшая глава его, имать же и хвост великий, якоже змиев, имать злый яд. Глаголют же, яко слаждьшая смерть несть, якоже угрызение аспидово. Сего ради и царица Клеопатра, жена Птоломея царя Александрийскаго, егда убиен бысть муж ея на брани, имяше тамо в полате своей малаго аспида, и положи, да угрызет ю, и умрет сладкою смертию, да не поимет ю ин муж.

Имать же и в хвосте яд, якоже и в зубах, и человецы, егда хотят яти его, копают две ямы, мало подале едину от другия, таже полагают во единой коейждо яме органы, и ударяют. И егда услышат, яко идет аспид к ним, тии молчат, и начинают друзии от другия страны, ударяти. И паки, егда услышат его идуща, молчат тии, и начинают паки друзии. И тако ходят семо и овамо, от гнева своего влагает хвост свой во ухо свое, и отравляется, и умирает, якоже и Давид глаголет: «Яко аспида глуха, затыкающего уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обавается, обаваемый».
7. О аспиде.

Аспид – это животное о двух ногах, имеет крылья, и лицом подобен великому змею, однако его голова шире, имеет же и огромный хвост, как у змея, в котором сильный яд. Говорят, что нет более сладкой смерти, чем укус аспида. Поэтому и царица Клеопатра, жена Птолемея, царя Александрии, имела в палатах своих небольшого аспида. И когда был убит муж ее на войне, то она взяла аспида, чтобы он ужалил ее, и умерла сладкой смертью, чтобы не взял ее другой муж.

Имеет же (аспид) в хвосте яд, как и в зубах, и охотники, когда хотят поймать его, выкапывают две ямы, одну в некотором отдалении от другой, и кладут в каждой яме органы, и ударяют в них. И когда услышат (в первой яме), что идет к ним аспид, то умолкают, и начинают другие, с другой стороны, ударять (в органы). И снова, когда они услышат, что аспид идет к ним, то умолкают, и снова начинают (ударять) другие. И так ходит (аспид) туда-сюда, и от гнева своего затыкает ухо свое хвостом, отравляется и умирает, как и Давид говорит: «Как у аспида глухого, затыкающего уши свои, который не слушает голоса заклинателей, (когда) подвергаясь заклинанию, заклинается».
10. О воле.

Вол есть животно всеми знаемо, есть же зело полезно животу человеческому, зане делают землю и творит млеко доброе. <…> И сие егда умирает, яко от тела его раждаются пчелы, от главы же его раждается царь пчелиный. Глаголют же, егда имать болезнь в ногах зимою, и не может ходити, аще кто пожжет рога его смолою теплою, соединою сь елеем теплым, абие оздравеет.


[О воле задопасе]

В Барбарии же обретаются волы, и глаголются задопасомии, зане не пасуться, якоже волы страны сея, еже ходити напред, но онии пасутся, ходяще вспять, и сие творят, зане роги их не суть случены, но преклоняются напредь, и аще хотят прямо ходити и пастися, водружаются роги их в землю.

[О морском воле]

Есть же и в мори вол, якоже и на земли, и не яст рыбы во еже жити, токмо аще видит некоего рыболова, иже седит на камени морском высоком ловити удою рыбы, скачет от воды, и повергает человека в море, и снедает его. И сего ради человецы Чермнаго моря,
боящеся его, егда ловят рыбу,
не седят на месте, идеже есть
глубоко, да не изыдет вол оный, и
ввержет я во глубину, и умертвит я,
но седят на месте, идеже несть глубины,
и един ввергает уду, клеврети же его
стоят и зрят в море. Егда же не обрящет
человека ясти, снедает брение морское, якоже
свиния на земли, и тако живет.
10. О воле.

Вол – это всем известное животное, и весьма полезное для человеческой жизни, поскольку пашет землю и дает хорошее молоко. <…> И когда умирает, от тела его рождаются пчелы, от головы же его рождается царь пчелиный. Говорят же, что когда зимой он имеет болезнь в ногах, и не может ходить, то если кто окурит рога его горячей смолой, соединенную с горячим маслом, тотчас выздоровеет.

[О воле задопасе]

В Барбарии же обитают волы, называемые задопасы, поскольку не пасутся как волы в наших землях, которые ходят вперед, но они пасутся, ходя назад. Ходят же так, поскольку рога их непрямые и обращены вперед. Если же хотят вперед идти и пастись, то втыкаются их рога в землю.

[О морском воле]
Есть же и в море вол, как и на земле, но питается он не рыбой, а если увидит какого-
либо рыбака, который сидит на высоком морском камне и ловит удочкой рыбу,
тогда он выскакивает из воды, сбрасывает
человека в море и пожирает его. Поэтому жители Красного моря, боясь его, когда ловят рыбу, не сидят на глубоких местах, чтобы не вышел тот вол, не вверг их в глубину и не умертвил, но сидят на мелких местах, и один из них забра- сывает удочку, приятели же его стоят
и смотрят в море. Когда же не найдет (вол) человека, дабы пожрать его, то ест морскую грязь, как свинья на земли, и так живет.
11. О жабе.

В Ниле реце обретаются жабы многия, тамо суть еще и нецыи зверие, глаголемый выдра, яже зело уловляют жабы, зане есть добра пища выдре. Но жаба имать обычай, и егда видит выдру издалече, емлеть в зубы лист тростный поперег, и выдра не может пожрети ю. Сего ради егда видит жабу, держащую лист тростный, отступает от нея, и тако жаба избавляет живот свой.
11. О жабе.

В реке Нил обитает множество жаб, есть там и некие звери, называемые выдрами, которые постоянно охотятся на жаб, ибо они – хорошая пища для выдры. Но жаба имеет такую особенность: когда она издалека видит выдру, то берет поперек своих зубов лист тростника, и выдра не может ее сожрать. Поэтому, когда видит та жабу, держащую лист тростника, уходит от нее, и так жаба сохраняет свою жизнь.
14. О сове

Сова есть едина птица, зело лукавая, зане аще и не видит в день яти птицу некую, но обаче играет с ними весь день, и творит знамения смеятельная, да последуют ей птицы малыя, и сими играньми ея стоят птицы весь день, и видят ю, дондеже обвечеряют. Тогда та видит добре, и восхищает две или три, и снедает, и исполняет чрево свое, и за играния своя, яже творит весь день, приемлет мзду свою.



Борется же зело с галкою, зане галка убо в день снедает яйца совины, сова же паки нощию снедает яйца галкины, и тако имут велию брань.

Нощию обходит над домы, и аще обрящет мыш, восхищает и снедает ю.

14. О сове

Совой зовется одна птица, которая весьма коварна, поскольку днем не видит и не может поймать какую-либо птицу, однако играет с ними весь день, и совершает смешные движения, чтобы последовали за ней малые птицы. И из-за этого ее представления птицы стоят весь день и смотрят на нее, пока не стемнеет, тогда она хорошо видит, хватает двух или трех, пожирает и наполняет ими свое чрево, и за свое представление, которое устраивает весь день, получает воздаяние.

Весьма же враждует (сова) с галкой, поскольку галка днем поедает совиные яйца, а сова также ночью поедает яйца галки, поэтому и имеют великую вражду.

Ночью (сова) летает над домами, и если увидит мышь, хватает ее и поедает.
15. О иной морской сове.

Сова есть рыба морская, якоже та, юже глаголют песию рыбу. Имать та обычай: егда видит страх от человек, аще имать дети малыя, пожирает я в той час и бегает с ними, и егда прейдет страх, изблевает я здравы и живы. Сицевый обычай имать и песия рыба: и пожирает дети своя, егда видит страх от делфинов, или от иного кита, и паки изблевает я здравы и целы.
15. О другой сове - морской.

Морская сова – это рыба, подобная той, которую называют песьей рыбой. Имеет она такую особенность: когда видит опасность от людей, если имеет малых детей, то тотчас пожирает их и бегает с ними, а когда минует опасность, извергает их живыми и здоровыми. Такую же особенность имеет и песья рыба: она пожирает своих детей, когда видит опасность от дельфинов или другой большой рыбы, и снова извергает их целыми и невредимыми.
22. О ехидне.

Ехидна, глаголют, яко егда хощет совокупитися с подружием своим, влагает главу свою во уста ея, от сладости истягается, и откусает главу его, и умерщвляет его.
Егда же имать родити дети своя, не имать естеством родити, токмо они во отмщение отца своего проядают чрево матери своея и тако исходят. И тогда она, прежде донележе умрет, елико их достигнет, снедает, прочии же бегают семо и овамо и свобождаются от смерти.
22. О ехидне.

Самец ехидны, говорят, когда хочет совокупиться с самкой, влагает свою голову ей в уста, она же от сладости потягивается и откусывает ему голову, и так его убивает.
Когда же она должна родить своих детенышей, то не может этого сделать естественным способом, но они, отмщая за своего отца, прогрызают чрево своей матери и так выходят. И тогда она, прежде чем умрет, сколько сможет их настичь, тех пожирает, а остальные бегают туда-сюда и так избегают смерти.
33. О коркодиле.

Коркодил есть животно [зверь водный] видом яко ящерица, обаче есть велик зело, осмидесяти аршин [инии же пишут дватцати четырех сажен]. Имать же чешую яко черепахина кожа, [глава василискова, хребет его яко гребень, хобот змиев,] имать же и зубы подобны псовым. Глаголют же, яко имать толико зубов, елико имать дней год [но обаче болезненны велми, яко не мощно ему жестока мяса ясти, но слабое точию и мяхкое, и то повязает в зубах]. Обретаютжеся мнози коркодили в Ниле реце.


Враждует же зело на человека, и наипаче [егда] обрящет его купающася в реце, восхищает его, яко злый волк. Исходит же вон на сушу и спит в тростиих и во иных древесех речных, зане может жити на земли и в воде, обаче воду любит лучши, зане не боится тамо человеков. Но егда хощет ясти человека, первее влечет главу его и растерзает прочия части тела, и тогда седит и плачет [над главою] притворными слезами мало [не человека щадя и жалея, но не могий мозга главы его достати зубныя ради некрепости. Слезами же его омочене бывши главе, разседается от слез его чрепея, и тако очищает мозг и снедает, зело бо любит мозг, паче всего человека], и тогда снедает его. Сего ради егда видят кого плачюща притворенным лицемерством, глаголют, яко уподобляется коркодилу.


Егда же хотят человецы влещи его, полагают во удицу мяса человека мертваго, и поголощает е, и емлется. Обаче толика зла, яже творит, имать и сей гнев от Бога, яко не имать места извергати долу пищи, но зияет велми устны своими [да утробное зловоние по аеру растрошит и зубовное зудение от повязшаго мяса утолит]. Суть же во стране оной птицы белыя многия, яко чайки, яже именуются трохили. Сии убо птицы летают весь день, окружающе реку, негли видять некоего коркодила зияюща, и егда видять его, снизходят усты его и входять во чрево его, и ядять ону снедь его всю [и в зубах повязшее мясо поядают, и сего ради он сладостно усыпает]. И паки исходять и летают. И коркодил свободится от напасти, паки ищет иныя снеди, и ниже птицы оныя ищуть снеди иныя, ниже коркодили вредят их.

Имать же и сей обычай коркодил, яко емлет воду усты своими, и проливает по пути, идеже преходят животная, и она поползаются и падают, и дондеже восстают и той доспевает и снедает их. Егда же яст, не трясет долную часть уст своих, токмо горнею челюстию снедает пищу. [Егда же алчет велми, не имея пищи, тяжко воздыхает велми, и весь уста бывает от зияния. Глаголют же, яко от тяжкаго его воздыхания разпростирается дух его по аеру саженей на двадесять и вящьше. И пролетающия по случаю ту птицы от духа его помирают и падают на землю, и бывают ему в пищу].


Смерть же его есть сия: раждает яйца многие, и согреваются яко черепаха, и отнележе согреет и совершатся, исходят малии коркодили от единого яйца, от иных исходят скорпии, и ударяют матерь свою, и убивают ю. [Во ином переводе убивает же его индрия зверь, подобен псу. Обычай бо имеет коркодил отверсты усты спати, якоже выше речеся. Идрия же входит усты его во чрево, и расторгши чрево его, скоро исходит усты его паки, и тако убиваем бывает].
33. О крокодиле.

Крокодил – это [водное] животное, похожее на ящерицу, однако очень большое, восьмидесяти аршин в длину [а другие пишут – двадцати четырех саженей]. Имеет чешую, подобную черепашьей коже, [голова василиска, хребет как гребень, хвост змеиный,] имеет зубы подобные песьим. Говорят, что у него столько зубов, сколько дней в году [однако они очень болезненные, что он не может есть жесткого мяса, но только слабое и мягкое, да и оно застревает в зубах]. Обитают же многие крокодилы в реке Нил.

Очень он враждебен к человеку и когда увидит его купающимся в реке, то хватает его как злой волк. Выходит же на сушу и спит в тростнике и среди других речных деревьев, поскольку может обитать на земле и в воде, но воду больше любит, поскольку там он не боится людей. Когда же хочет сожрать человека, сначала тащит его голову и терзает остальные части тела, и тогда сидит и плачет [над головой] притворными слезами, не человека щадя и жалея, но поскольку не может достать из головы мозга из-за некрепких зубов. Когда же голова намокает от слез, от этих слез раскрывается череп, и так он добирается до мозга и съедает его, ибо он очень любит мозг, более всего человека] и тогда съедает все остальное. Поэтому, когда видят кого плачущим в притворном лицемерии, говорят, что такой подобен крокодилу.

Когда хотят люди поймать его, насаживают на удочку мясо мертвого человека, он его поглощает и так бывает пойман. Однако из-за стольких бед, которые он творит, имеет такое наказание от Бога, что не имеет места для извержения пищи, но широко раскрывает свою пасть [дабы чревное зловоние распространить по воздуху и утолить зудение зубов от застрявшего мяса] Есть же в той стране много белых птиц, подобных чайкам, которые называются трохилы. Эти птицы весь день кружат над рекой, не увидят ли какого крокодила с раскрытой пастью, а когда видят его, заходят через пасть в желудок и поедают всю эту пищу его [и поедают застрявшее в зубах мясо, отчего он сладко засыпает]. И снова они выходят и летают, а крокодил, освободившись от напасти, снова ищет новую еду. И ни птицы не ищут другой пищи, ни крокодилы вредят им.

Имеет же крокодил и такую особенность: он набирает в свою пасть воду и выливает на дороге, по которой ходят животные. Они поскальзываются и падают, и пока они не успели встать, подбегает крокодил и съедает их. Когда же ест, не шевелит нижней челюстью, но жует пищу только верхней челюстью. [Если он очень проголодается и не имеет пищи, то очень тяжело вздыхает, и становится будто весь пастью от зева. Говорят же, что от этого тяжкого воздыхания распространяется его запах по воздуху более чем на двадцать саженей, и случайно пролетающие мимо птицы от его запаха умирают, падают на землю и становятся его пищей].
46. О мыши.

Во Индии обретаются великия мыши, якоже коты здешния. И аще поймает кто некую от оных, и распорет ю, обретает внутрь малое детище. И паки: аще распорет детище оно, обретает в нем иное, и паки: во оном третие.
46. О мыши (индийской).

В Индии обитают огромные мыши, размером со здешних котов. Если кто поймает одну из них, и распорет ей брюхо, то обнаружит внутри маленького детеныша. И если снова распорет этого детеныша, найдет в нем другого, и снова внутри него третьего.
52. О мардихоне.

Мандихор обретается во Иньдии, есть же телом якоже лев, обаче имать ина знамения, зане власи его суть червлены и долши лвовых, лице же его уподобляется человеку, и иныи яко лев, ибо имать брови долгия и густыя, имать очи светящияся, яко огнь, имать же и уши, в корени не имуща власов, токмо вкрай, зубы же его яко лвовы, и уста его широка, имать же дивный и пречюдный хвост. Зане хотят человецы яти его, той испущает ис хвоста своего власы великия, аки стрелы, и бежит убо напред, стрелы же оныя испущает назад. И тако боящеся человецы не дерзают приближитися к нему, зане коего любо ударит стрела она, приемлет смерть. Егда же совершит стрелы оныя, до утра раждает иныя.

И не токмо власы оны суть вредны, но и кал его, ибо в час оный, воньже ловят его человецы, измещет кал свой с великим гневом до пятинадесять саженей места, и коего достигнет оный кал, умирает. От всех же зверей, сущих в Иньдии, токмо той мардихон любит снести мясо человеческо. Егда же поймают индиане некоего щенца его малого, ломают камением край хвоста его, и егда воспитается, не имать действа, аще и дивий есть, но стрел не имать летати, но паче ведая, яко оружия не имать братися, бывает кроткий.

52. О мантикоре.

Зверь мантикора обитает в Индии, телом он подобен льву, но имеет и другие приметы, ибо волосы его красные и длиннее львиных, лицо же его подобно человеческому, а не львиному. У него длинные и густые брови, а глаза светятся подобно огню, уши его не имеют в корне волос, но только по краям, зубы у него как у льва, пасть широка, а также имеет он дивный и пречудный хвост. Когда его хотят поймать охотники, он испускает из своего хвоста большие волосы, подобные стрелам, и бежит вперед, стрелы же те пускает назад, и охотники, боясь, не рискуют приближаться к нему, ибо если в кого попадет такая стрела, тот умрет. Когда же заканчиваются те стрелы, то к утру появляются новые.

Не только волосы его вредны, но и его кал, ибо в тот час, когда ловят его охотники, мечет кал свой в великом гневе на расстояние до 15 саженей, и в кого попадет кал, тот сразу умирает. Из всех индийских зверей только мантикора любит есть человеческое мясо. Если индийцы поймают малого щенка мантикоры, то камнем ломают конец его хвоста, и когда тот вырастет, не имеет действа. И зверь хоть и остается диким, но не может более метать стрел, и зная, что не имеет оружия, становится кротким.
70. О сипии.

Сипия есть животно лукаво, зане егда видить некоего хотяща яти ю, проливает чернило, яже имать в себе и помрачает место, идеже есть, и тако избегает от очес ловящаго ю. Имать же два зуба, иже есть злая, поне аще кого укусит, творит ему велику беду.
70. О каракатице.

Каракатица – хитрое животное, поскольку когда видит желающего ее поймать, то проливает чернила, содержащиеся в ней, и делает темным то место, где находится, и так скрывается от глаз ловящего ее. Имеет два зуба, которые весьма опасны, ведь если она кого укусит, то сотворит ему великую беду.
91. О онокентаре

Есть животно во Иньдии, глаголемо онокентадрь, и отсреди верха есть яко человек, со главою и лицем, и власы кроме брады, имать же и сосцы велицы, отсреды же до долу
яко осел совершен. И не ходит, якоже прочее
животно, напрасно течет, и егда
уставает, стоит и дыхает яко
человек. Егда же емлют его
человецы, отнюд жити не
может, зане ничтоже снедает,
и тем образом умирает,
и лутьче имый смерть свою,
нежели в порабощении быти
от рук человеческих.
91. Об онокентавре

Есть животное в Индии, называемое онокентавр. Верхняя его половина как у человека, с головой и лицом, и волосами, за исключением бороды, кроме того, имеет
большие соски, нижняя же его половина совершенно как у осла. И не ходит
онокентавр как другие животные, но все время бегает, а когда устанет, стоит и вздыхает как человек. Если же схватят его люди, то он не выживает в
неволе, поскольку ничего не ест
и умирает, предпочитая
собственную смерть порабощению людям.
1. Об орле.

Орел - царь всех летающих (животных), и никогда в своей жизни не пьет воду, поскольку не подобает ему, как царю всех птиц, быть рабом плотских желаний, подобно меньшим птицам. Когда же он летает, глаза его видят остро мельчайшие вещи, размером с муху или пшеничное зерно.

Настолько же боятся его змеи, что как только услышат шум его крыльев, когда он летает, тотчас скрываются в глубинах земли, дабы он не схватил их, и не растерзал когтями своими, поскольку он любит пожирать этих зверей. Пища же его – зайцы, малые дикие козы, олени, гуси и ягнята. Нередко хватает и тельца, и съедает его, если встретит того в пустынном месте.

Обладает же и такой премудростью от Бога: когда рождает орлица своих птенцов, тогда орел летит к гнезду с малыми птенцами, ставит их перед солнцем и внимательно смотрит. И если они встанут твердо и посмотрят на солнечные лучи, тогда он поймет, что это его настоящее потомство. Если же они закроют глаза свои, и не смогут взглянуть на солнечные лучи, тогда поймет, что это выродки, то есть мать их прелюбодействовала с другим орлом. Тогда тотчас ударяет их крылом своим, и сбрасывает вниз из гнезда.

Имеет же и такую особенность: никогда не съедает добычи другого животного, то есть добычу коршуна, или другой птицы, даже если будет голоден 10 дней. Только что сам поймает когтями своими, то съедает. Если же добыча его будет большой, что поев, он насытится, то устами своими дует на остаток мяса, и оставляет его на одном дереве. И от запаха этого дуновения ни одна птица не дерзает приблизиться к этому мясу, чтобы съесть его, и орел приходит снова и находит его нетронутым. Если же (орел), проголодавшись, найдет другую добычу, то вчерашнее мясо скидывает вниз, а сегодняшнее и излишек сохраняет снова на утро. <…>

Если найдет черепаху, хватает и поднимает ее на высоту, и смотрит, где есть крупный камень, и сбрасывает ее на камень, и она разобьется, и так съедает орел мясо ее.

Рождает же (орлица) два яйца, и согревает их тридцать дней. И когда родятся, стоит орел выше, орлица же ниже. Говорят же некоторые: если вложишь перья орла в колчан, где стрелы, и там есть перья иной птицы, тотчас падают перья у тех стрел. Живет же много лет, более ста, и когда состарится, опадают перья его, и появляется новое, и он снова становится молодым, как сказал пророк Давид: «Обновится, как орел, юность твоя».
2. О петеле (петухе).

Петелем называется петух. Имеет же такую особенность: дерется с другим петухом за жену свою, дабы тот не завладел ей. И если победит, то радуется, и кричит громогласно. Если же будет побежден, весьма уничижается, и от стыда своего болеет многие дни. И если не увидит никого сильнее своего соперника, то снова выздоравливает. Если же видит, что тот (всегда) одолевает, то умирает от своей печали.

Настолько же горд, что если захочет войти в какую дверь, если даже та будет высотой в пять саженей, он наклоняет голову свою, боясь растрепать красоту головы своей.

Если случится, что умрет курица, у которой малые птенцы, то становится (петух) им как мать, и оберегает их, и делает то же, что (обычно) делает курица, и в такие дни ни поет, ни дерется с другими петухами.
3. О славии (соловье).

Славием называется соловей. Имеет же он такую особенность: когда видит человека, слушающего его пение, тогда расходится и поет часто и красиво. А когда видит человека, говорящего с другим человеком, то думает в уме своем, что не любят они слушать его, и поэтому гневается, и не поет часто. Когда же в пустынном месте, и видит, что никто не слушает его, то не украшает пение свое как в клетке. Говорят, что соловей, когда имеет малых птенцов, учит их петь, как хороший певец учеников своих. Если же кто съест мясо соловья, то не может уснуть, и не спит. Зимой совсем не поет, только когда начнут процветать деревья, тогда начинает и он петь, вначале поет днем и ночью часто, даже до пятнадцати дней, после же этого не поет так часто, как прежде.
4. О медведице.

Когда медведица рождает своих детенышей, рождает их неустроенными, то есть, не отделены у них глаза, уши, лапы или другие члены, но рождаются подобно куску мяса. Она же лижет их своим языком, и делает им лицо, глаза и прочие члены, а также кормит их. Рождает же совсем маленьким детенышей, размером с одну мышь, и когда имеет малых детей, очень злобна и весьма яростна. Рождает же только двух детенышей, и когда рождает, находится в теплых местах.
Еще же она единственная среди всех зверей, кто ест и мясо, и плоды деревьев, и забирается на деревья как человек. Любит же весьма пчел, и ест их, и муравьев во пнях. Пожирает же диких свиней и оленей. Борется с тельцом, и побеждает его, поскольку (когда борется с ним) падает навзничь, и когда телец хочет забодать ее рогами, она тотчас хватает его за гортань своими лапами, и устами хватает уста тельца, и так умерщвляет его. <…>

Имеет же и такую особенность: когда найдет спящего человека, поднимает одну свою лапу, и кладет ее перед человеческим носом, и этим делает так, что тот совершенно ничего не чувствует. Тогда выкапывает яму позади его головы, тот же ничего не чувствует. И тогда устами своими тотчас глотает кровь несчастного этого человека, и устраивает ему бесчувственную дурную смерть.
5. О рыси.

Рысь – это одно из четвероногих животных, видом как собака, однако крупнее, и имеет пеструю шерсть. Целомудренна она как горлица, поскольку ни самец, ни самка не приемлют совокупления ни с кем другим, как только с тем, кого изначально обещали любить до смерти.
6. О пауке.

Паук – маленькое существо, которое создает паутину на стенах. Это умелое животное, поскольку вытаскивает из живота своего тонкую паутину, и укрепляет ее мастерством в воздухе, подобно кругу, и по краям протягивает другие нити, дабы хорошо укрепить свою паутину. Затем он сидит в центре, и ждет, пока не поймает муху, или другое маленькое летающее существо. Тогда идет, и оплетает его паутиной своей, дабы то не могло убежать, и так съедает его. Когда же рождает, то умирает, поскольку съедают его дети его.
Рождает же паук двух детенышей, и меньший сидит в центре круга, и ловит маленьких животных, поскольку он мал, и его не видно. Второй же, больший, сидит на краю паутины, дабы не увидели его малые животные, и не убежали.
7. О аспиде.

Аспид – это животное о двух ногах, имеет крылья, и лицом подобен великому змею, однако его голова шире, имеет же и огромный хвост, как у змея, в котором сильный яд. Говорят, что нет более сладкой смерти, чем укус аспида. Поэтому и царица Клеопатра, жена Птолемея, царя Александрии, имела в палатах своих небольшого аспида. И когда был убит муж ее на войне, то она взяла аспида, чтобы он ужалил ее, и умерла сладкой смертью, чтобы не взял ее другой муж.

Имеет же (аспид) в хвосте яд, как и в зубах, и охотники, когда хотят поймать его, выкапывают две ямы, одну в некотором отдалении от другой, и кладут в каждой яме органы, и ударяют в них. И когда услышат (в первой яме), что идет к ним аспид, то умолкают, и начинают другие, с другой стороны, ударять (в органы). И снова, когда они услышат, что аспид идет к ним, то умолкают, и снова начинают (ударять) другие. И так ходит (аспид) туда-сюда, и от гнева своего затыкает ухо свое хвостом, отравляется и умирает, как и Давид говорит: «Как у аспида глухого, затыкающего уши свои, который не слушает голоса заклинателей, (когда) подвергаясь заклинанию, заклинается».
10. О воле.

Вол – это всем известное животное, и весьма полезное для человеческой жизни, поскольку пашет землю и дает хорошее молоко. <…> И когда умирает, от тела его рождаются пчелы, от головы же его рождается царь пчелиный. Говорят же, что когда зимой он имеет болезнь в ногах, и не может ходить, то если кто окурит рога его горячей смолой, соединенную с горячим маслом, тотчас выздоровеет.

[О воле задопасе]

В Барбарии же обитают волы, называемые задопасы, поскольку не пасутся как волы в наших землях, которые ходят вперед, но они пасутся, ходя назад. Ходят же так, поскольку рога их непрямые и обращены вперед. Если же хотят вперед идти и пастись, то втыкаются их рога в землю.

[О морском воле]

Есть же и в море вол, как и на земле, но питается он не рыбой, а если увидит какого-либо рыбака, который сидит на высоком морском камне и ловит удочкой рыбу, тогда он выскакивает из воды, сбрасывает человека в море и пожирает его. Поэтому жители Красного моря, боясь его, когда ловят рыбу, не сидят на глубоких местах, чтобы не вышел тот вол, не вверг их в глубину и не умертвил, но сидят на мелких местах, и один из них забра- сывает удочку, приятели же его стоят и смотрят в море. Когда же не найдет (вол) человека, дабы пожрать его, то ест морскую грязь, как свинья на земли, и так живет.
11. О жабе.

В реке Нил обитает множество жаб, есть там и некие звери, называемые выдрами, которые постоянно охотятся на жаб, ибо они – хорошая пища для выдры. Но жаба имеет такую особенность: когда она издалека видит выдру, то берет поперек своих зубов лист тростника, и выдра не может ее сожрать. Поэтому, когда видит та жабу, держащую лист тростника, уходит от нее, и так жаба сохраняет свою жизнь.
14. О сове

Совой зовется одна птица, которая весьма коварна, поскольку днем не видит и не может поймать какую-либо птицу, однако играет с ними весь день, и совершает смешные движения, чтобы последовали за ней малые птицы. И из-за этого ее представления птицы стоят весь день и смотрят на нее, пока не стемнеет, тогда она хорошо видит, хватает двух или трех, пожирает и наполняет ими свое чрево, и за свое представление, которое устраивает весь день, получает воздаяние.

Весьма же враждует (сова) с галкой, поскольку галка днем поедает совиные яйца, а сова также ночью поедает яйца галки, поэтому и имеют великую вражду.

Ночью (сова) летает над домами, и если увидит мышь, хватает ее и поедает.
15. О другой сове - морской.

Морская сова – это рыба, подобная той, которую называют песьей рыбой. Имеет она такую особенность: когда видит опасность от людей, если имеет малых детей, то тотчас пожирает их и бегает с ними, а когда минует опасность, извергает их живыми и здоровыми. Такую же особенность имеет и песья рыба: она пожирает своих детей, когда видит опасность от дельфинов или другой большой рыбы, и снова извергает их целыми и невредимыми.
22. О ехидне.

Самец ехидны, говорят, когда хочет совокупиться с самкой, влагает свою голову ей в уста, она же от сладости потягивается и откусывает ему голову, и так его убивает.
Когда же она должна родить своих детенышей, то не может этого сделать естественным способом, но они, отмщая за своего отца, прогрызают чрево своей матери и так выходят. И тогда она, прежде чем умрет, сколько сможет их настичь, тех пожирает, а остальные бегают туда-сюда и так избегают смерти.
33. О крокодиле.

Крокодил – это [водное] животное, похожее на ящерицу, однако очень большое, восьмидесяти аршин в длину [а другие пишут – двадцати четырех саженей]. Имеет чешую, подобную черепашьей коже, [голова василиска, хребет как гребень, хвост змеиный,] имеет зубы подобные песьим. Говорят, что у него столько зубов, сколько дней в году [однако они очень болезненные, что он не может есть жесткого мяса, но только слабое и мягкое, да и оно застревает в зубах]. Обитают же многие крокодилы в реке Нил.

Очень он враждебен к человеку и когда увидит его купающимся в реке, то хватает его как злой волк. Выходит же на сушу и спит в тростнике и среди других речных деревьев, поскольку может обитать на земле и в воде, но воду больше любит, поскольку там он не боится людей. Когда же хочет сожрать человека, сначала тащит его голову и терзает остальные части тела, и тогда сидит и плачет [над головой] притворными слезами, не человека щадя и жалея, но поскольку не может достать из головы мозга из-за некрепких зубов. Когда же голова намокает от слез, от этих слез раскрывается череп, и так он добирается до мозга и съедает его, ибо он очень любит мозг, более всего человека] и тогда съедает все остальное. Поэтому, когда видят кого плачущим в притворном лицемерии, говорят, что такой подобен крокодилу.

Когда хотят люди поймать его, насаживают на удочку мясо мертвого человека, он его поглощает и так бывает пойман. Однако из-за стольких бед, которые он творит, имеет такое наказание от Бога, что не имеет места для извержения пищи, но широко раскрывает свою пасть [дабы чревное зловоние распространить по воздуху и утолить зудение зубов от застрявшего мяса] Есть же в той стране много белых птиц, подобных чайкам, которые называются трохилы. Эти птицы весь день кружат над рекой, не увидят ли какого крокодила с раскрытой пастью, а когда видят его, заходят через пасть в желудок и поедают всю эту пищу его [и поедают застрявшее в зубах мясо, отчего он сладко засыпает]. И снова они выходят и летают, а крокодил, освободившись от напасти, снова ищет новую еду. И ни птицы не ищут другой пищи, ни крокодилы вредят им.

Имеет же крокодил и такую особенность: он набирает в свою пасть воду и выливает на дороге, по которой ходят животные. Они поскальзываются и падают, и пока они не успели встать, подбегает крокодил и съедает их. Когда же ест, не шевелит нижней челюстью, но жует пищу только верхней челюстью. [Если он очень проголодается и не имеет пищи, то очень тяжело вздыхает, и становится будто весь пастью от зева. Говорят же, что от этого тяжкого воздыхания распространяется его запах по воздуху более чем на двадцать саженей, и случайно пролетающие мимо птицы от его запаха умирают, падают на землю и становятся его пищей].

Смерть же его такова: он рождает много яиц и согревает их как черепаха. И когда они согреются и созреют, из одного яйца выходят маленькие крокодилы, а из других выходят скорпионы, они жалят свою мать и убивают ее. [А в другом переводе говорится, что убивает его зверь выдра, подобный псу. Ведь имеет крокодил обычай спать с открытой пастью, как было сказано выше. Выдра же входит через уста его в чрево, и растерзав чрево, снова выходит через его пасть, и так крокодил погибает].
46. О мыши (индийской).

В Индии обитают огромные мыши, размером со здешних котов. Если кто поймает одну из них, и распорет ей брюхо, то обнаружит внутри маленького детеныша. И если снова распорет этого детеныша, найдет в нем другого, и снова внутри него третьего.
52. О мантикоре.

Зверь мантикора обитает в Индии, телом он подобен льву, но имеет и другие приметы, ибо волосы его красные и длиннее львиных, лицо же его подобно человеческому, а не львиному. У него длинные и густые брови, а глаза светятся подобно огню, уши его не имеют в корне волос, но только по краям, зубы у него как у льва, пасть широка, а также имеет он дивный и пречудный хвост. Когда его хотят поймать охотники, он испускает из своего хвоста большие волосы, подобные стрелам, и бежит вперед, стрелы же те пускает назад, и охотники, боясь, не рискуют приближаться к нему, ибо если в кого попадет такая стрела, тот умрет. Когда же заканчиваются те стрелы, то к утру появляются новые.

Не только волосы его вредны, но и его кал, ибо в тот час, когда ловят его охотники, мечет кал свой в великом гневе на расстояние до 15 саженей, и в кого попадет кал, тот сразу умирает. Из всех индийских зверей только мантикора любит есть человеческое мясо. Если индийцы поймают малого щенка мантикоры, то камнем ломают конец его хвоста, и когда тот вырастет, не имеет действа. И зверь хоть и остается диким, но не может более метать стрел, и зная, что не имеет оружия, становится кротким.
70. О каракатице.

Каракатица – хитрое животное, поскольку когда видит желающего ее поймать, то проливает чернила, содержащиеся в ней, и делает темным то место, где находится, и так скрывается от глаз ловящего ее. Имеет два зуба, которые весьма опасны, ведь если она кого укусит, то сотворит ему великую беду.
91. Об онокентавре

Есть животное в Индии, называемое онокентавр. Верхняя его половина как у человека, с головой и лицом, и волосами, за исключением бороды, кроме того, имеет большие соски, нижняя же его половина совершенно как у осла. И не ходит онокентавр как другие животные, но все время бегает, а когда устанет, стоит и вздыхает как человек. Если же схватят его люди, то он не выживает в неволе, поскольку ничего не ест и умирает, предпочитая собственную смерть порабощению людям.
Содержание
1. ОБ ОРЛЕ
2. О ПЕТУХЕ
3. О СОЛОВЬЕ
4. О МЕДВЕДИЦЕ
5. О РЫСИ
6. О ПАУКЕ
7. ОБ АСПИДЕ
8. О КОЗЕ
9. О ЛИСИЦЕ
10. О ВОЛЕ
11. О ЖАБЕ
12. О ГИПЕ
13. О ЖАРАВЛЕ
14. О СОВЕ
15. О ИНОЙ МОРСКОЙ СОВЕ
16. О ДЕЛФИНЕ
17. О ДРАКОНЕ
18. О СЛОНЕ
19. О ЕРОДИИ, СИРЕЧЬ О ЧАЙКЕ
20. О ЕЖЕ ЗЕМНОМ
21. О ЕЖЕ МОРСКОМ
22. О ЕХИДНЕ
23. О ЕЛЕНИ
24. О ХИЛАНДРИИ
25. О ИВЕ
26. О ИХНЕМОНЕ
27. О ВРАНЕ
28. О ЛЕБЕДЕ
29. О КОКУШКЕ
30. О КИНАМОНЕ
31. О ПСЕ
32. О ППОКАМБЕ
33. О КОРКОДИЛЕ
34. О КИТЕ
35. О ГОЛОВЛЕ
36. О СКВОРЦЕ
37. О РЫБЕ ЛИСИЦЕ МОРСКОЙ
38. О КАРИНЕ
39. О КЕСТРЕ
40. О ПСЕ РЕЧНОМ
41. О ЛЬВЕ
42. О ВОЛКЕ
43. О ЛАВРАКСЕ
44. О ПЧЕЛЕ
45. О ДИКОМ КОТЕ
46. О МЫШИ
47. О МИРЕНЕ
48. О ЧЕРНОХВОСТОЙ РЫБЕ
49. О МЫШИ ЗЕМНОЙ
50. О МРАВИИ
51. О УТКЕ
52. О МАРДИХОНЕ
53. О ИНОРОГЕ
54. О НАВКРАТЕ
55. О ОНАГРЕ
56. О ЗМИИ
57. О ЗМИИ БЕЛОМ
58. О ЗМИИ
59. О ЗМИИ МАЛОМ
60. О ЧЕРВЕ ВЕЛИКОМ
61. О ПЕЛЛАГРЕ
62. О РЯБЕ
63. О МНОГОНОЖНОЙ
64. О ПИННЕ
65. О СТРУФЕ
66. О ХАЛАМАНДРЕ
67. О ЯЩЕРИЦЕ
68. О СКАРЕ
69. О САРГЕ
70. О СИПИИ
71. О ПАВЕ
72. О ГОРЬЛИЦЕ
73. О ТЕТИКСЕ
74. О ХАРАНДЕ
75. О РОКТЕ
76. О ГОРЛИЦЕ
77. О ОРИГЛЕ
78. О СВИНИИ
79. О ДАСЕ
80. О ЯРИНЕ
81. О ФАЛАНЬДИИ
82. О ИНОМ ФАЛАНЬДИИ
83. О ПИСАЛЕ
84. О РЫБЕ МАЛОЙ
85. О ГУСЕ
86. О ЛАСТОВИЦЕ
87. О ХАМЕЛЕОНЕ
88. О ЧЕРЕПАХЕ
89. О ХЕРИАДРЕ
90. О ЗМИИ ДИПСЕ
91.
О ОНОКЕНТАРЕ
Содержание
1. ОБ ОРЛЕ
2. О ПЕТУХЕ
3. О СОЛОВЬЕ
4. О МЕДВЕДИЦЕ
5. О РЫСИ
6. О ПАУКЕ
7. ОБ АСПИДЕ
8. О КОЗЕ
9. О ЛИСИЦЕ
10. О ВОЛЕ
11. О ЖАБЕ
12. О ГИПЕ
13. О ЖАРАВЛЕ
14. О СОВЕ
15. О ИНОЙ МОРСКОЙ СОВЕ
16. О ДЕЛФИНЕ
17. О ДРАКОНЕ
18. О СЛОНЕ
19. О ЕРОДИИ, СИРЕЧЬ О ЧАЙКЕ
20. О ЕЖЕ ЗЕМНОМ
21. О ЕЖЕ МОРСКОМ
22. О ЕХИДНЕ
23. О ЕЛЕНИ
24. О ХИЛАНДРИИ
25. О ИВЕ
26. О ИХНЕМОНЕ
27. О ВРАНЕ
28. О ЛЕБЕДЕ
29. О КОКУШКЕ
30. О КИНАМОНЕ
31. О ПСЕ
32. О ППОКАМБЕ
33. О КОРКОДИЛЕ
34. О КИТЕ
35. О ГОЛОВЛЕ
36. О СКВОРЦЕ
37. О РЫБЕ ЛИСИЦЕ МОРСКОЙ
38. О КАРИНЕ
39. О КЕСТРЕ
40. О ПСЕ РЕЧНОМ
41. О ЛЬВЕ
42. О ВОЛКЕ
43. О ЛАВРАКСЕ
44. О ПЧЕЛЕ
45. О ДИКОМ КОТЕ
46. О МЫШИ
47. О МИРЕНЕ
48. О ЧЕРНОХВОСТОЙ РЫБЕ
49. О МЫШИ ЗЕМНОЙ
50. О МРАВИИ
51. О УТКЕ
52. О МАНТИКОРЕ
53. О ИНОРОГЕ
54. О НАВКРАТЕ
55. О ОНАГРЕ
56. О ЗМИИ
57. О ЗМИИ БЕЛОМ
58. О ЗМИИ
59. О ЗМИИ МАЛОМ
60. О ЧЕРВЕ ВЕЛИКОМ
61. О ПЕЛЛАГРЕ
62. О РЯБЕ
63. О МНОГОНОЖНОЙ
64. О ПИННЕ
65. О СТРУФЕ
66. О ХАЛАМАНДРЕ
67. О ЯЩЕРИЦЕ
68. О СКАРЕ
69. О САРГЕ
70. О СИПИИ
71. О ПАВЕ
72. О ГОРЬЛИЦЕ
73. О ТЕТИКСЕ
74. О ХАРАНДЕ
75. О РОКТЕ
76. О ГОРЛИЦЕ
77. О ОРИГЛЕ
78. О СВИНИИ
79. О ДАСЕ
80. О ЯРИНЕ
81. О ФАЛАНЬДИИ
82. О ИНОМ ФАЛАНЬДИИ
83. О ПИСАЛЕ
84. О РЫБЕ МАЛОЙ
85. О ГУСЕ
86. О ЛАСТОВИЦЕ
87. О ХАМЕЛЕОНЕ
88. О ЧЕРЕПАХЕ
89. О ХЕРИАДРЕ
90. О ЗМИИ ДИПСЕ
91. ОБ ОНОКЕНТАВРЕ
Глоссарий
Агнец 1. Пища орла.

Аспид 7.

Василиск 33. Голова крокодила как у василиска.

Вол 10.

Вол-задопас 10.

Вол морской 10.

Волк 33. Крокодил хватает человека как волк.

Выдра 11. Питается жабами. 33. Крокодила убивает выдра.

Галка 14. Враждует с совой.

Горлица 5. Рысь целомудренна подобно горлице.

Гусь 1. Пища орла.

Дельфин 15. Песья рыба боится дельфинов.

Ехидна 22.

Жаба 11.

Заяц 1. Пища орла.

Змей 1. Противники орла. 7. Аспид подобен змею. 33. Хвост крокодила как у змея.

Каракатица 70.

Коза дикая 1. Пища орла.

Коршун 1. Его добычу орел не ест.

Кот 46. Индийские мыши размером с кота.

Крокодил 33.

Курица 2. После ее смерти петух воспитывает птенцов.

Лев 52. Мантикора телом и пастью подобна льву.

Мантикора 52.

Медведица 4.

Муравей 4. Пища медведицы.

Муха 6. Пища паука.

Мышь 46. 4. Медвежата размером с мышь.

Олень 1. Пища орла. 4. Пища медведицы.

Онокентавр 91.

Орел 1.

Осел 91. Онокентавр наполовину подобен ослу.

Паук 6.

Пес 5. Рысь обликом похожа на пса. 33. Зубы крокодила как у пса.

Петух 2.

Пчела 4. Пища медведицы. 10. Рождается из тела вола.

Пчелиный царь 10. Рождается из головы вола.

Рыба песья 15. Подобна морской сове.

Рысь 5.

Свинья 4. Пища медведицы. 10. Вол морской питается грязью как свинья.

Скорпион 33. Скорпионы убивают крокодила.

Сова 14.

Сова морская 15.

Соловей 3.

Телец 1. Пища орла.

Трохил 33. Чистят желудок крокодила

Чайка 33. Трохил внешне похож на чайку

Черепаха 1. Орел убивает черепаху камнем. 33. Кожа крокодила как у черепахи. 33. Крокодил греет яйца как черепаха.

Юнец 4. Враждует с медведицей.

Ящерица 33. Крокодил похож на ящерицу.