Аспид есть животно двоеножное

Материал подготовлен: ЗЕЛО
Аспид – мифическая змея, описания которой нередко можно встретить на страницах древнерусских рукописей. О существовании аспида можно было узнать из Псалтири царя Давида, самой читаемой книги русского Средневековья. Давид перечисляет его среди прочих страшных зверей: василиска, дракона и льва, а также говорит о его необычной особенности: он затыкает свои уши, чтобы не слышать глас заклинателя:

«Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра».

Традиционно под аспидом понимались иудеи, затыкающие свои уши и не желающие слушать проповедь Христа. Иллюстрируя этот эпизод, средневековым художникам приходилось придумывать, как аспид может затыкать свои уши. Поскольку он змея, то может он это делать своим хвостом, а поскольку предположительно уха у аспида два, то и хвоста у него должно быть два. Именно так изображается это мифическое существо в древнейших русских лицевых Псалтирях – Киевской 1397 г. и Угличской 1485 г.
Образ двухвостой змеи используется в художественном оформлении древнерусских рукописей, попадает изображение аспида и в Летописец небесных знамений – рукопись, в которой описываются необычные атмосферные явления, а также другие удивительные вещи и происшествия, среди которых и необычная средневековая фауна. Здесь змея превращается в дракона с когтистыми лапами и птичьим клювом, описание змии аспиды здесь соответствующее:

«Аспида – змия крилата, нос птичей, имеет два хобота (т.е. хвоста), егда вселится в кую землю, ту страну всю пусту учинит. Живет в горах каменных… А видом вся пестра всяким цветом, а на земли не садится, токмо на камень».
Существовало и другое объяснение, как аспид может затыкать свои уши: он прижимает одно ухо к земле, а второе затыкает единственным хвостом. Такое изображение, характерное для западноевропейских бестиариев, встречается и в русских лицевых Псалтирях, сопровождаясь соответствующей подписью:

«Аспида бо, егда услышит обавника (т.е. заклинателя), едино ухо положит на землю, а другое затхнет хоботом, да не услышит зовущаго, также и жидове (т.е. иудеи) учащу Спасу не внимаху зависти ради».
На закате русского Средневековья аспид из двухвостой змеи превращается в страшного дракона, так описывается он в Физиологе Дамаскина Студита:

«Аспид есть животно двоеножное, имать крила, и лицем подобен есть, якоже змий великий, обаче есть ширшая глава его, имать же и хвост великий, якоже змиев, имать злый яд. Глаголют же, яко слаждьшая смерть несть, якоже угрызение аспидово. Сего ради и царица Клеопатра, жена Птоломея царя Александрийскаго, егда убиен бысть муж ея на брани, имяше тамо в полате своей малаго аспида, и положи, да угрызет ю, и умрет сладкою смертию, да не поимет ю ин муж».
Образ аспида дополняется и ядовитым хвостом, поэтому-то заклинатели и создают шум, которого не выносит фантастическая змея, чтобы аспид заткнул уши и отравил сам себя – иначе страшное существо поймать невозможно:

«Имать же и в хвосте яд, якоже и в зубах, и человецы, егда хотят яти его, копают две ямы, мало подале едину от другия, таже полагают во единой коейждо яме органы, и ударяют. И егда услышат, яко идет аспид к ним, тии молчат, и начинают друзии от другия страны, ударяти. И паки, егда услышат его идуща, молчат тии, и начинают паки друзии. И тако ходят семо и овамо (т.е. туда-сюда), от гнева своего влагает хвост свой во ухо свое, и отравляется, и умирает».
Мифические звери, имеющие негативные черты и ассоциируемые с грешниками, еретиками и даже демоническими силами, часто представлялись гибридами. В древнерусских естественнонаучных сочинениях мы встречаем целый ряд таких существ: ехидн, сирен, кентавров. По аналогии с ними и аспид мог представляться гибридом с верхней человеческой половиной и змеиным низом. Такие страшные существа обитают на далеких островах, поэтому увидеть их совсем непросто:

«Остров морский, живут на нем люди, по пуп человек, по пупа хобот у них змиев, зовомыя аспиды».
Аспиды, страшные хищные змеи, попали в популярную на Руси Притчу о единороге. Убегая от разъяренного инорога, человек впадает в ров, из стен которого к нему тянутся четыре аспида, символизирующие четыре элемента, из которых состоит человеческое тело. Когда баланс элементов в организме нарушен, человек болеет и умирает.

«Четыри же аспиды, еже от четырех прелестных и безместных стихий составлено человеческое тело знаменует, имже бесчинствующим и мятущимся, телесный разрушается состав».