ЗЕЛО

Аз словом сим: древнерусские азбучные акростихи

Автор: ЗЕЛО

«Аз словом сим…»

Азбучная молитва Константина Преславского – одно из первых сочинений на славянском языке и первое славянское поэтическое произведение. Ученик Кирилла и Мефодия создал благодарственную молитву Богу, посвященную обращению славян в христианство, где первые буквы строк образуют алфавитную последовательность.

Азбучная молитва Константина Преславского. Учительное Евангелие, перв. четв. XII в. ГИМ, Син. 262.

Евангелие учительное, XVIв. РГБ, Ф.304/I №103.

Аз словомь сим молюся Богу:
Боже всея твари и Зиждителю
Видимыим и невидимыим,
Господа Духа посъли живущааго
Да въдъхнеть в срьдьце ми слово,
Еже будеть на успех всем
Живущиим в заповедьх ти,
Зело бо есть светильник жизни
Закон Твой и свет стьзам
Иже ищеть евнгельска слова
И просить дары Твоя прияти.
Летить бо ныне и словеньско племя,
К крьщению обратишася вьси,
Людие Твои нарещися хотяще,
Милости Твоея, Боже, просять зело.
Нъ мъне ныне пространо слово даждь,
Отче, Сыне и пресвятый Душе,
Просяшууму помощи от Тебе.
Руце бо свои горе въздею присно
Силу прияти и мудрость у Тебе,
Ты бо даеши достоином силу
Ипостась же вьсякую целиши.
Фараоша мя зълобы избави,
Херовьску ми мысть и ум даждь.
О чьстьная пресвятая Троице,
Печаль мою на радость преложи,
Целомудрьно да начьну пьсати
Чюдеса Твоя предивная зело.
Шестькрилат силу въсприим,
Шьствую ныне по следу учителю,
Имени ею и делу последуя,
Яве сътворю еваньгельско слово,
Хвалу въздая Троици в Божьстве,
Юже поеть вьсякъи въздраст,
Юн и стар своимь разумомь,
Язык нов, хвалу въздая присно
Отцу, Сыну и пресвятому Духу,
Емуже чьсть и дрьжава и слава
От всея твари и дыхания
В вся векы и навекы, амин.
«Аз есмь всему миру свет…»

К глубокой древности относится и толковая азбука «Аз есмь всему миру свет…», в ней повествование ведется уже от лица Бога, спасающего человечество. Интересно, что последовательность строк здесь не только по буквам, но и, как правило, по их названиям в славянской азбуке: «како», «людие», «мыслите», «наш», «он», «покой» и т.д.

Беседы Григория Богослова на Евангелие, кон. XIV - нач. XV в. РНБ, Q.I.1202

Сборник, втор. полов. XVIв. РГБ, Ф.113 №529

Аз есмь всему миру свет,
Бог есми преже всех век,
Ведаю всю тайну человеческую,
Глаголю людем закон Мой,
Добро есть верующим во имя Мое,
Есть гнев мой на грешники,
Живот дал всей твари,
Зло будет законопреступником,
Землю на водах основах,
Иже престол на небесех
И око Мое на вся праведники призирает.
Како на мя съвещаша людие,
Людие Мои неразумнии,
Мыслите Мене погубити,
На кресте Мя пригвоздиша,
Огнь сниде на сыны непокоривыа,
Покой мой дах праведным от суетнаго света.
Рече Господь пастухом: Съберите вся овца Моя.
Слово Твое истинно есть,
Тверда рука Твоя, Владыко,
Уши поток у пламени,
Фараон потопе в Чермнем мори,
Херувими предстояху со страхом,
Отверзу рай роду человеческому,
Обличю согрешившаа на земли,
Ци не дах вам пищу в пустыни?
Червь и огнь сниде на сыны непокоривыя,
Шумом дубравы попалих,
Щитом на брань вооружихся,
Ердан освятих,
Шоры взыграшася явлением Моим,
Ересь погубих,
Ят бысть, да не удержан.
«Аз есмь свет всему миру…»

Есть еще одна азбучная молитва, первая половина текста которой почти совпадает с предыдущей, а вторая отличается: она более подробно рассказывает о страстях Христовых. У исследователей нет единого мнения, какой вариант появился раньше. Однако эта акростишная молитва пользовалось гораздо большей популярностью: ее мы встречаем в первом печатном Азбуке Ивана Федорова и во множестве каллиграфических свитков и азбук, где прописи сопровождает текст молитвы.

Азбука, XVIII в. РГБ

Псалтырь с восследованием, нач. XVII в. РНБ, Погод. 337

Азбука Ивана Федорова. Львов, 1574

Азбука, XVIII в. РНБ, F.III.117

Азбука, нач. XVIIIв. РГБ, Ф.37 №427.78

Азбука, XVIII в. РНБ, НСРК Q.2

Аз есмь свет вьсему миру,
Бог прежде вьсех век,
Вижду вьсу тайну человечьску
Глаголю же вам, сыном человечьскыим:
Добро есть верующих в име Мое,
Есть гнев Мои на грешницех,
Жизнь есмь вьсему миру,
Зло законопреступником,
Земля же подножие ногама Моима,
Иже есть престол на небесех,
Иного Бога несть разве Мене.
Како сьвещаше на Ме зл сьвет
Людие Мои законопреступнии,
Мислише на Ме злаа въз благаа,
На кресте пропеше Ме,
Оцта и жльчи напоише Ме,
Праведнаго Сына Божиа,
Разделише рызы Мое себе и о одежи Моеи
Студно грех содевающе,
Терновен венц вьзложише на главу Мою.
Умы Пилат руце, рече: Чист есмь от крьви праведнаго,
Фаворскую гору светом облиставшаго,
Хотехь спасена вьса претрьпех
От неправеддных безаконик.
Фарисеие вьзъпише: Вьзми, вьзми, распи Его.
Царьскы подписуе свобождение,
Чистии вас приводе Своему Отцу,
Шетаниа бесовскааго свобождае вас
Щедротами Своего человеколюбиа.
Мариин Сын есмь,
Мариин Сын Адама и Евву свобождае,
Июда апостол предает Ме,
Есть Христос сьздатель вышним и ныжним,
Ксикариот предасть Ме.
«Аз воскресох…»

Акростишные стихи оказались крайне популярным жанром, в древнерусской традиции встречается с десяток текстов, построенных по этому принципу. Одна из них – это Азбука воскресна. Один из ранних вариантов помещен в Сборнике XVI века, где заголовок к ней зашифрован пермскими письменами.

Сборник, XVI в. РНБ, ОЛДП F. 91

Аз воскресох
Благолепно из гроба
Всей вселене радость подая
Грешным отпуст пущая
Достойным Царство даруя,
Елико печалнии веселитеся,
Живущии в нуждах радуйтеся,
Зело бо воскресения светлость восиа,
Законнии людие воспойте
И в новем законе восплещите руками
И празднуйте радостно,
Цари князей побежайте,
Люди, племена взыграйте,
Милость Господня велика,
На всех простреся,
Утверди небеса словом,
Покой мертвых своим востанием,
Рай отверзеся всем верным,
Спас воскресе от гроба,
Творець Господь небу и земли,
Уцарствуйте мене ради в днех,
Фаор и Ермон о имени твоем возрадовастася,
Христа виде на себе прообразуема,
Отвезаеть Фома ребра Господня,
Рци еще Фома неверъеши,
Человек раслаблен течаше честное преломление преложити,
Шествуеть самаряныни на кладязю Яковлю.
Щедр Господь, долготерпелив.
Ердан видев, возратися вспять,
Горы взыграшася яко овны,
Еремея проречаше:
Ят бысть и не удержан,
Юже пророци прорекоша,
Еже из Мария родитися Господу,
Явися Цесарь Господь всем нам,
Основавы землю на водах.
Назад
Три азбуки из Стихираря

Часто азбучные молитвы помещаются рядом по нескольку, до десяти стихотворений. В Стихираре второй половины XVвека записано три молитвы, («Аз преже о Господе…», «Аз от начала повестую…», «Аз есмь, Израилю»), две последние – полемика с иудеями в виде рассказа от лица Бога о библейских событиях от сотворения мира до Вавилонского пленения, третья азбука сохранилась неполностью. В Сборнике того же времени (РНБ, Q.I.1130) их четыре: это также полемика с иудеями и совсем краткое стихотворение от лица Бога.

Стихирарь крюковой, втор. пол. XVв. Ф.304/I №408

Азбука первая, начало о Бозе.
Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати,
Бога Отца чту Бога, Бога сына славлю, Бога Духа Свята проповедаю,
Видете лица разделяем, но Божеством неразделим,
Глаголати навыкаю, мысль от сердца простирая,
Добро бо и благодарно от Бога начинати и кончати,
Есть бо начало и свершение всем глаголом от Него,
Живущи в Бозе божьскими украшаются лепотами,
Зило бо закон Его и свет стезям моим,
Землю и въздух уму еству поручил есть,
Иже от божеских помышляют глубок им разум дасться
И на всуку мудрость помысл их простирается,
Како владыческая любы человеколюбне и присавяет ны,
Людт азбуковны словесы умудрил еси
Мыслити о божьских в разумья покитаньи божествеными,
Наш бо смысл углубочи еси,
Он глас Отечь истины и верных послушествовася,
Покой Сын всеи твари принесе, от Отца посылаем,
Речение Духа Святаго вселеную исполни,
Слово пророк зъбыстся и апостолы проповедася,
Твердость святыя Троица увидехом воплощением Владычним,
И кто не исповедает родившагося от Девы, враг есть и супостат,
Феось нарку Бог, понеже божьская сверши,
Хировимски престол оставле, к нам, нищим сниде,
От небесных пришед, Спасе, погибшее человечество,
Цы не рече неложны Бог: Вселюся и поживу в них,
Червь вселяет в тлеемое, Бог же греховное наше ество,
Шаровидно обагрив честною кровью плоть нашю,
Щдродарие Его мои устне отверзаеть,
Ерихоньски труб паче проповедателя мя створи,
Ерусалимьския предивныя детели възглашати,
Ьрданских быстринь струю мысленую да излиет ми,
Явился есть чюдоносен, благодарю величья Его,
Юду же прославися, первозаконни людье пременяющеся,
Уду же възвысися поселедняя умудрил еси,
Яже преже евреискам възглаголю словом Божьим.

Азбука вторая, имуще глав триста.
Аз от начала повестую с тобою, евреянине,
Бог исперва всю тварь створи рукою от небытья в бытье,
Ведый же человече ество, сотвори от единого многи,
Глагола Сифови о бытьи мира и мудрость на я изьяви,
Добро Божье приимше на злыя детели помыслиша,
Есть бо Ной един в правде пребыв, от него же новии люди изидоша, 
Живяху же бо и от него суще бещино грехов наполнишася,
Слово бо безумъствоваша высокоумною гордынею одержими,
Земля Сенарьская тяготою бестудствова их, возопи к Богу,
Иже сшед сотре дела рук их и раздели языки,
И Евер не приде в свет их, тем и язык его не пременися,
Каку любовь имаше Бог к вам, вы же оттоле многобожье възлюбисте,
Людие ваши Серуховы прелести и делом его въследоваша,
Мысль от сердца простросте на злюю детель подвизающеся,
Нашь же Владыка и Творець поведая Авраму хотя вы казнем предати,
Оной работы егупетьской нестерпимую тяготу изъяви,
Покоя добраго лишися, безупокойни бысте в земли чуждей,
Речение Божье свершися, на вы казнь, он паки мудръствует о твари своей,
Словеснаго Моисея въставляет, фараоню силу истнити хотя,
Твердую злобу фараон простре на дети еврейския немилостивно,
И Мосия речныя быстрины неговаху, зблюдая неведрено,
Фермуфь же дщи царева въспитана в велице люблении,
Хировиму же подобник Гаврил всю мудрость ему от Бога простре,
От негоже научен слову и делу бысть чюдесен,
Царя небеснаго глас облизи фараоне величество и гордыню,
Червье пущшю казнь посла на Египет рукою Моисиевою,
Шесть казней сугуб прия Еипет и свободися Израиль,
Щедроты Божья на вы придоша и мучителя руку убежасте
Еда бо опусти и ожесточися видя умаление властное,
Егоже Бог раною вас деля осуди,
Егда гнав въслед вас смерть си немилостивну приобрете,
Яко толки тмы потреби Бог вам путь протваряя,
Юдуже грядясте, милость Его обилна вам бываше,
Юдуже идясте, щедроты Божья предваряху, но ваша злоба не изменяшеся,
Яже первую работу поведах ти азбукою, а другое, жидовине, послушай.

Азбука третья. О исхожении вашем из Егупта и о Вавилоньстем плене и о работе иже при Антиосе. Глаголет Господь ко Израилю:
Аз есмь, Израилю, изведый тя из дому работнаго,
Бог твой, свободив тя от лютого мучения,
Ведый тя столпом облачным в день, а огненым в нощи,
Глаголя с тобою вся угодником Моисеем,
Доброшествовасте невредно проидосте въсквозь Чермое море непроходимое,
Есть бо словес Моих послушающе всяческая,
Животную силу подах ти,
Зило бо възлюбих вы и любимая подъях,
Землю благу обещах, ею кляхся отцем вашим,
Идуще на ню тесная места и непроходимая проидосте,
И брани крепкия и лютыя избавих вы,
Како Амалика безчисленаго и силу его низложих,
Людье о имени Моем повелах Ми и укрепляхуся,
Мысль сердець ваших исполних, желание любимое получисте,
На что помышлясте, вся угодная вам даровах,
Обещаяны Иердан проидосте и страшная места ратных,
Покой вы засту…
Сатирические азбуки

С XVII столетия по тому же принципу акростиха возникают и шуточные азбуки. В двух рукописях XVIII века (ГИМ, Забел. № 536, Вахр. № 704) мы находим «Историю о голом человеке по алфавиту», где рассказываются злоключения бедняка.
Аз есмь голоден и холоден и наг и бос, и всем своим богатеством недостаточен,
Бог животы мои ведает, что у меня нет ни полушки,
Ведает весь мир, что мне ни пить, ни есть нечево и взять негде.
Говорил было мне доброй человек и посулил было он мне взаймя денег, и я по приказу ево к нему пришел, и он мне изволил отказать.
Доброй бы он был человек, ежели бы он слово свое не пременил, когда бы дал мне денег взаймы, а толко лиш он мне насмеялся, на что было ему и сулить, коли самому негде взять.
Есть у людей всево много денег и платья, толко мне не дают.
Живу я на Москве, поесть мне нечево и купить не на што, а даром не дают.
Зевается у меня ротом весь день не етчи, и губы у меня помертвели.
Земля моя пуста и травою вся обросла, полоть мне нечим и сеять нечево, при том же и хлеба нет.
И так с недостатку стало у меня брюхо расти.
И хочетца мне жить, как и добрыя люди живут, толко меня нагота и босота очень одолела, что и с ног долой свалило, и живот млй весь истощился, ходя по чужим сторонам.
Как мне во своей скудости жить, а в руках у меня ничево нет.
Люди вижу, что богато живут, а нам голым ничево не дают, чорт знает их, куда и на что денги берегут.
Мыслю бы я своею всего у себя много видил, да лих мне того взять негде.
На што живот мой меня позорит, не лутче ль живота смерть мне принять.
Ох мне бедному, ох окаянному, куды мне детца от лихих людей.
Покою себе не обретаю, лапти и сапаги завсегда разбиваю, а добра себе не наживаю.
Разум мой ничего не осяжет, и сердце мое никогда не обрящет.
Стыдно мне з богатыми людми в пиру сидеть, на них платье цветное и хорошее, а на мне худое и то чужое.
Тверд был ум мой, да лих на сердце у меня много всякой мысли.
Икнетца мне богатому мужику, то я ево всегда поминаю, а он тово не знает.
У отца и матери моей бывала всегда аладьи да маслиныя блины горячие и пироги хорогия.
Феризы были у меня хорошия рагоженныя, а завяски были долгия мачалныя, и те лихия люди ща долг стащили, а меня совсем обнажили.
Хоронился была я от должников да лих не ухоронился, долгу с меня просят, а мне взять негде.
Отец мой оставил мне имение свое, я и то всио пропил и промотал.
Целой был дом мой, да не велел Бог мне жить за скудостию моею.
Чужова было мне не хотелось, а своего не случилось, теперича не знаю, как промышлять, не лутче ли идти воровать, так скорея меня повесят.
Шел бы я в город и купил бы себе сукна и сшил бы шубу с королки да тем лиш, што животы та у меня коротки.
Щеголять бы я стал хорошенко и ходил бы я щепетненько, да лих нечим.
Ерзнул бы за волком с сабаками да не на чем, а бежать не смогу.
Ерыщетца у меня по брюху, потому что не ел, да и насила хожу.
Ехал бы в гости, да не на чем, да никуды не зовут.
Ел бы я мясо, да лих в зубах вязнет, а притом же и негде взять.
Псы на милова не лают, а постылова давно уже и кусают, да из двора ево волокут.
Фома поп глуп, он сам грехов не знает, а добрым людем не скажет, да еще ему и спасиба, что он менше знает, до болше молчит.
И тако сим словам конец.
Некто родился: древнерусские загадки, поменявшие значение
Следующая статья
В работе