ЗЕЛО

Безликие бесы: зачем портить миниатюры?

В средневековых рукописях, как на Западе, так и на Руси, часто встречаются поврежденные изображения. Исследователи считают, что в большинстве случаев это делалось намеренно. Кого и зачем зачирикивали, затирали и дырявили читатели манускриптов?

Определить, когда рукопись была подпорчена сложно. Иногда это делали блюстители благочестия в более поздние эпохи, цензурируя непотребные, с их точки зрения, изображения. Однако считается, что в основном это дело рук средневековых читателей — современников авторов. Чаще всего они портили негативных персонажей: дьявола, бесов, смерть, и т.д. Доставалось также их сторонникам — грешникам: персонажам Священного Писания (Иуде, Ироду и другим), волшебникам, еретикам. Не повезло и "отрицательным" историческим персонажам: в рукописях бывают затерты лица Святополка окаянного, Лжедмитрия, монголо-татар.

Реакции средневековых читателей не были эмоциональным порывом. В основном, "вредители" действовали методично: порче подвергались именно те места, которые символически воплощали средоточие зла: глаза, лицо, в некоторых случаях, срамные места (фалос, зад), а также "злые" предметы или пространства (бездну ада, например). При этом портили лишь некоторые иллюстрации манускрипта.
Исследователи считают, что в большинстве случаев рукописи портили из магических соображений — чтобы лишить образ его силы, отгородиться от зла. В той же магической логике надругательство над образом могло навредить и объекту изображения. Поэтому не исключается желание оскорбить или унизить того, кто изображен — отмстить Иуде или надоевшему бесу. Такое отношение к изображениям нам знакомо: мы ведь тоже можем порвать фото бывшего, или нарисовать что-нибудь обидное на плакате ненавистного политика.
Средневековые "вандалы" могли действовать и по ровно противоположным причинам. Многие затертости возникли из-за того, что читатели благочестиво целовали святые лики и предметы. Иногда на миниатюрах сакральные элементы портили намеренно. В этих случаях ученые полагают иконоборческие или сектантские мотивы: читатели могли считать подобные изображения кощунственными. Кроме того, сакральные образы могли выскабливать и в прикладных целях — чтобы использовать полученное вещество как чудодейственную реликвию. Порошок носили с собой в качестве амулета или растворяли в воде и пили.

Параскева, Пётр и Павел

Не зря же мой лик чудотворен: несколько слов о Николае Мирликийском