Не зря же мой лик чудотворен: несколько слов о Николае Мирликийском

Материал подготовлен: Е. Ю. Радецкая, выпускница факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Первая неделя июня в ЗЕЛО посвящена третьему по значимости святому на Руси после Христа и Богородицы - святителю Николаю Мирликийскому. Сегодня мы поговорим о том, как возникло одно из самых известных новгородских преданий, связанных с этим святым и посмотрим, как оно функционирует в пространстве русской культуры между XII и XVI веками, Новгородом, Кёльном и Константинополем

Почитание святителя Николая на Руси вместе с праздником перенесения его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари в 1087 г. начинается довольно рано - уже в XI веке. В Софийском соборе мы встретим по крайней мере четыре изображения Николая. В XII веке культ почитания святого добирается до Великого Новгорода, а в 1113 г. князь Мстислав Великий ставит на территории княжеской резиденции, тогда ещё располагающейся на Торговой стороне, величавый Николо-Дворищенский собор.

Именно здесь, в Николо-Дворищенском соборе в последствие появится икона Николы на круглой доске. Считается, что это та самая икона, за которой Мстислав, находившийся на пороге смерти, отправляет посольство в Киев - так ему повелел явившийся во сне святитель Николай Мирликийский, призванный им в исступленной молитве.
Церковь Николы на Липне (1292-1294 г.) и Николо-Дворищенский собор (1113 г.), немного зарывшийся в новгородский культурный слой
Никола Липенский. 1294 г. Мастер Алекса Петров. Новгородский музей-заповедник

Предание гласит, что княжеское посольство застигает буря на озере Ильмень, разбивает корабль и выбрасывает всех на остров. Буря бушует три дня и три ночи, а на четвёртый день успокаивается. Повар, вышедший на берег зачерпнуть воды, видит плывущую по волнам круглую икону - ту самую, за которой они все отправились. Обрадованные новгородцы приносят её Мстиславу, тот исцеляется, ставит Николо-Дворищенский собор в Новгороде, а на острове Липно возводит одноименную церковь.

Правда, при более детальном анализе этого рассказа возникают проблемы.

Каменный храм возник на Липно не раньше конца XIII века, а «Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудеси о нея сотворшемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище» - позднее и относится к XVII в.
Св. Пантелеймон. Пантелеймонов монастырь в Нарези, Македония. 1164 г.
Выясняется, что с именем Мстислава связан ещё один сюжет о чудесном исцелении. На сей раз князя выручает св. Пантейлемон. И если Николай скорее покровительствует путешественникам и совершает чудеса самой разной направленности, то Пантелеймон почитается именно как святой целитель.

"Похвальное слово св. Пантелеймону", написанное в первой трети XII века Рупертом из Дойца, насыщенно большим количеством специфических деталей.

Так, Мстислав не просто заболевает, а получает опасную рану во время охоты, когда на него нападает медведь. При этом нападение происходит в тот момент, когда Мстислав оказывается в одиночестве и без соответствующего оружия.
"Ей же и имя, и заслуги Пантелеймона были уже давно известны, и она по щедротам своим еще раньше удостоилась стать сестрою в той святой обители его имени, которая служит Христу в Кёльне"
("Похвальное слово св. Пантелеймону")
Как персонаж, важную роль в повествовании играет мать Мстислава - Гита Уэссекская, дочь Гарольда II (погибшего в битве при Гастингсе в 1066 г. против Вильгельма Завоевателя). Гита оказывается непосредственно связанной с церковью св. Пантелеймона в Кёльне. И если Пантелеймон, явившийся Мстиславу в облике юноши и говорящий между делом, что "любимый дом его находится в Кёльне", исцеляет Мстислава непосредственно, то в случае с Николой чудотворной оказывается только икона.
Святитель Николай Чудотворец (на круглой доске). Конец XIII — XIV в. / 1530–1540-е гг. Новгородский музей-заповедник
Как показал А.В. Назаренко, эпизод с опасной раной, полученной Мстиславом на охоте и вошедший в итоге в "Похвальное слово...", по-видимому имел фактическую подоплёку - в отличие от внезапной "болезни" князя в позднем "Сказании...", которое обнаруживает множество фактических ошибок и заимствует сюжетные ходы из кёльнского текста (или подобного ему). Отметим, что "Похвальное слово..." пишется фактически по горячим следам, в отличие от "Сказания...", созданного, скорее всего, при митрополите Макарии.

Таким образом, "Сказание..." пишется с целью прославления конкретной храмовой иконы Николы в XVII в. Но если нынешняя икона - список, существовала ли её более древняя предшественница? Как предполагает Э.С. Смирнова, к закладке Николо-Дворищенского собора икона Николы могла быть прислана в соответствии с традицией. Её круглая форма - черта византийская, а стало быть, икона могла быть отправлена не просто из Киева (например, отцом Мстислава, Владимиром Мономахом), но и из самого Константинополя.

Учитывая, какими тесными международными узами были связаны и Владимир, и Мстислав, в

такой сообщённости

людей и образов

нет ничего

удиви

тель

ног

о

Что почитать:


  1. Азбелев С.Н. Новгородские местные летописцы
  2. Гульманов А.Л. Круглая икона святителя николая Чудотворца из Николо-Дворищенского собора в Великом Новгороде
  3. Руперт из Дойца «Слово о святом мученике Пантелеимоне» (начало 1120-х гг.). Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко
  4. Завершены раскопки Пантелеймонова монастыря. 26 июля 2013 г.