В русской пьесе начала XVIII в. есть эпизод заключения деспотичного царя в пасть пса Цербера:
Явление 15. Душа Ирода мучительно исходит, в то время как персонаж по имени Отмщение пронзает его тело молнией («перуном») и велит земле его поглотить. Ирод погружается в адское («пекельное») пламя.
Явление 16. Ирод находится в пасти адского Цербера, его кусают змеи и палит огонь.
Это отрывок краткого изложения театрального действа (вроде либретто). Пьеса была написана для учеников Ростовской школы, которые, занимаясь постановкой спектакля, наверное, провели немало забавных минут если не изготовляя огромную голову жуткого пса, то по крайней мере отыгрывая эти эпизоды.
Смерть:
…царя Ирода убила
И в Цербера гортани того посадила.
Истина:
...Яко ему готово во аде уже место.
В Цербера всегда будет гортани сидети,
Будет огнем серчистым объяты горети.
Но что всё-таки происходит, о чём пьеса? Это рождественский спектакль: рождается Христос, поклониться ему приходят простоватые пастухи, разбавляющие серьёзность событий шутками, и многомудрые звездочёты, говорящие с иностранным акцентом. О Рождестве узнаёт царь Ирод и, боясь соперника, велит казнить всех младенцев в Вифлееме. Предупреждённое Святое Семейство спасается, а Ирода ждёт страшная смерть — надо ли говорить, что в тексте Библии, Священном Предании или толкованиях нет сцены поедания лютого царя адским Цербером. Автор пьесы, Димитрий Ростовский, написал драму в соответствии с литературными правилами своего времени, наполнив её аллегориями, персонажами античного происхождения, — он использовал красивую классическую форму, которая выражает всё то же христианское содержание.
Сцена «сидения» Ирода в пасти Цербера для христианина, с детства смотревшего на средневековые иконы и фрески, отсылает к визуальному сюжету пасти ада: изображалась ужасающая звериная морда, поедающая грешников. Иногда она имела продолжение, вторую симметричную голову (вроде Тянитолкая), а на спине мог восседать сатана. Голова адских врат напоминала пасть дракона, льва, кита или даже многоглазый кипящий котёл. Эта чрезвычайно популярная метафора прожорливого ада прекрасно подошла для сцены расправы над Иродом. Многоликий отечественный тартар с лёгкостью отрастил себе голову античного пса Аида.
В эмблематической культуре XVIII века Цербер фигурировал как собака Плутона (его спутник и атрибут), а также появлялся в сюжетах о подвигах Геракла. Сам Геракл понимался на Руси прежде всего как победитель ужасных чудовищ, воплощение «деятельной добродетели», которая всегда должна держать палицу наготове. В целом тема была не нова: диких зверей укрощали и древние святые, они же расправлялись с драконами и демонической нечистью.