Описатели механических львов и волхвов сходятся в нескольких утверждениях.
Симеон Полоцкий говорит, что к механическим хищникам страшно подойти, поскольку они «тако устроенны, // аки живые львы суть посажденны». Все фигурки на часах для автора текста тоже «аки живы», и их действия описаны с преувеличенным жизнеподобием: рыцари демонстрируют свою отвагу, а волхвы не просто выезжают с дарами в руках, но подносят их почтительно, «с великим страхом и трепетом», как и подобает вести себя перед величайшей святыней. Видимо, «страх и трепет» внешне выражаются для автора в способности деревянных волхвов сгибаться в поясе, в отличие от слуг, которые даже не упоминаются.
Ещё один общий ракурс при истолковании происходящего касается диковинки в целом, а не одного только механизма. Исчисляя дворцовые росписи с зодиакальным кругом, аллегориями времён года, Симеон Полоцкий говорит о них как о поучительных сюжетах: «Написания егда возглядаю, // много историй чюдных познаваю». Созерцатель чудесных часов говорит о «притчах в лицах», имея в виду не только изображения святых, старца с указкой, но и тот же зодиакальный круг, символы евангелистов. Умение видеть аллегорию даже в неподвижном, но узнаваемом образе — черта средневекового мышления, которая проявлялась и в XVIII столетии. Весь тварный мир мыслился как иносказание, язык Бога, который понятен книжному человеку. А создание аллегорических картин и движущихся механизмов — опыт говорения на этом языке притч.
В средневековых сочинениях подтекст постоянно выводится на первый план, и внутреннее содержание наблюдаемого затмевает внешнее. Во многих сборниках XVII века воспроизведено рассуждение о «позоре» (зрелище): он бывает удивительный и не слишком достойный удивления. Неудивительное зрелище — борцы в цирке: один одолевает другого, что же тут выдающегося. «Егда же видимый человек боряся с невидимым врагом дьяволом и одолевает ему, не покорся ему, похоти его, се есть со удивлением зримое». Несмотря на назидательность этого отрывка (далее в нём сказано о доблести мучеников, претерпевающих пытки — «позор убо быхом ангелом и человеком»), заданная вначале оппозиция зримого и «незримого зрелища» очень показательна.
Пожалуй, ощущение чуда оживления механических фигурок во взрослом возрасте мы утратили, хотя нас всё ещё способны напугать и удивить подвижные картинки на киноэкране. Уже в начале XIX в. Гофман описал ребёнка, который не доволен тем, что искусно сделанные человечки не могут изменить свой маршрут, а только повторяют одну и ту же программу действий, и уже осознанное, рациональное наслаждение сложным механизмом предоставляется обществу взрослых. Зато повествовательность, притчевость старинных машин для нас сохраняется. Истории становятся более личными, для многих любование механическими фигурками связано с чувством ностальгии, мечтами. Также популярное в современной культуре соотнесение себя с каким-нибудь животным (хранение статуэток, кулонов с его приятным, но нереалистичным изображением) обычно напрямую не связано с симпатией к этому существу в природе, его настоящими признаками. Это символ, притча, история — не такая поучительная, как в Средние века, но не менее содержательная для частного человека.