Древнерусская инфографика за январь

Материал подготовлен: ЗЕЛО

»
Иконография Рождества Христова
7 ЯНВАРЯ
1. Спеленутый младенец Христос лежит в яслях. Уже с древнейших времен вместо яслей нередко изображался жертвенник, символически прообразуя евхаристическую жертву.
2. Ясли располагаются в темном проеме пещеры. Хотя тексты канонических Евангелий о ней не упоминают, пещера встречается в Протоевангелии Иакова. Пещера может символизировать лоно Богоматери, а также непросвещенный мир, которому явилось Солнце Правды.
3. В пещере над младенцем склонились осел и вол. Животные упомянуты в Евангелии Псевдо-Матфея, а также отсылают к ветхозаветному пророчеству о Мессии: "Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис 1:3). Эти образы нередко толкуются как символы подзаконного иудейского народа (вол) и язычников (осел). В русской иконографии вместо осла и вола часто встречаются лошадь и бык.
4. Подле Христа возлежит Богоматерь. На древнейших изображениях Мария всегда изображалась восседающей, однако со временем закрепился иной вариант, намекающий на отдых после родов. Скорбная поза Богоматери также говорит о предчувствии будущих страданий Христа.
5. Над пещерой изображение вифлеемской звезды. Часто ее изображение заменяет сегмент неба с изображением Духа в виде голубя и исходящими из него тремя лучами, как на иконе Крещения. Многие отцы церкви понимали под звездой не физический объект, а некую духовную силу.
6. Вверху над пещерой ангелы, прославляющие рождение Спасителя. Часто один из ангелов обращен к пастухам, рассказывая о произошедшем (Лк 2:13).
7. К Богоматери приступают волхвы с дарами. Хотя поклонение волхвов случилось через несколько лет после Рождества, с раннехристианского периода эти события объединялись. Часто волхвы изображены на иконе дважды: первый раз поднося дары, и второй раз вверху иконы, указывая на звезду, что отсылает нас к словам кондака: "волсви же со звездою путешествуют". Волхвы изображаются как представители трех возрастов, в образе юноши, средовека и старца, что выражает всю совокупность человечества.
8. Напротив волхвов пастухи. В паре с волхвами они, также как и животные, символизируют простой народ Израиля и мудрых язычников. Образ пастуха, держащего рожок, отсылает нас к словам рождественской службы: "Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всяческая: пастырем бо свиряющим..."
9. В нижнем правом углу изображено омовение младенца. Хотя об этом не упоминают евангельские тексты, оно подчеркивает вполне физическое рождение Христа. Часто указывается имя одной из женщин, омывающей Христа - Саломея, которое приведено в Протоевангелии Иакова.
10. В нижнем левом углу опечаленный Иосиф. Его поза выражает описанное в Евангелии сомнение (Мф 1:19). Нередко его фигура помещена в темный проем, что усиливает образ глубокой задумчивости.
11. Возле Иосифа часто изображен сгорбленный старец с суковатой палкой. Трактовки этого образа различны. По всей видимости, изначально это фигура или ветхозаветного пророка, или одного из пастухов. Однако со временем старец воспринимается как негативный персонаж, трактуемый как дьявол, или, что более верно, персонификацию сомнений Иосифа.

»
Иконография "Что Ти принесем" (Собор Богоматери)
Иконография Собора Богоматери основана на словах рождественской стихиры: "Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек, нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — чудо, земля — вертеп, пустыня — ясли, мы же — Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас".
1. В центре композиции младенец Христос, которому весь мир приносит дары.
2. "Ангели — пение". Вверху изображено развернутое небо, на котором расположились фигуры славословящих ангелов.
3. "Небеса — звезду". Из центра небес исходит луч с изображением Святого Духа, указывая на вифлеемскую звезду.
4. "Волсви — дары". Трое волхвов, изображенные в виде трех возрастов - юноши, средовека и старца - подносят Христу упомянутые в евангелии дары.
5. "Пастырие — чудо". Пастухи, удивляющиеся произошедшему событию, композиционно противопоставлены волхвам, показывая всю совокупность человечества, которое пришло для поклонения младенцу.
6. "Земля — вертеп". Внизу антропоморфная фигура земли, приносящая пещеру, на темный проем которой она указывает.
7. Симметрично ей расположилась фигура пустыни, часто изображаемая красным цветом, которая подносит Христу ясли.
8. "Мы же — Матерь Деву". Кульминация молитвы - человечество, приносящее Христу Богоматерь, как представителя мира людей. Богоматерь восседает на престоле, окруженная божественным сиянием.
9. Внизу изображено человечество, часто в образе певчих в характерных остроконечных шапках.
10. По двум сторонам от них гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский. Они держат свитки с текстами своих творений.

»
Иконография Крещения Господня
19 ЯНВАРЯ
1. В центре композиции Христос, стоящий в водах Иордана. На древних изображениях Он обнажен, что может обозначать Его абсолютную чистоту, со временем в иконографии на бедрах Христа может изображаться белая повязка. Фигура Христа изображена в движении - это иллюстрирует евангельские слова, что по крещении Он тотчас вышел из воды (Мф 3:16), как не имеющий грехов, которые необходимо было смыть.
2. Слева изображен Иоанн Предтеча, возложивший на Христа руку. Он в одежде из верблюжьего волоса. Фигура Крестителя возвышается над Христом, для обозначения смирения Христа, который смирился для человеческого спасения, придя, подобно грешникам, к Иоанну.
3. Возле Иоанна на многих изображениях Крещения можно увидеть дерево, у его корня на большинстве изображений топор, отсылающий к словам проповеди Предтечи: "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф 3:10).
4. С противоположной стороны три ангела почтительно ожидают выхода Спасителя из воды. Появление их в композиции Крещения можно объяснить художественной необходимостью, хотя нередко можно встретить и различные символические толкования.
5. Сцена происходит в водах Иордана, помещенного между двумя горками. На многих иконах мы можем увидеть, что река образуется из слияния двух источников, вытекающих из-за гор - это реки Иор и Дан, из которых, согласно древней легенде, образуется Иордан.
6. Вверху мы видим сегмент неба, из которого исходит луч, разделяющийся натрое. Часто здесь изображается десница, символизирующая голос Бога-Отца. В одном из трех лучей помещается изображение голубя - в таком материальном образе Святой Дух был виден во время крещения.
7. В водах реки можно увидеть несколько антропоморфных фигур. Полуобнаженный старец-водолей - это персонификация самого Иордана. Подобным образом еще в эллинистической традиции изображались реки.
8. Частой парой Иордану выступает женщина, восседающая на морском чудище - это олицетворение моря. Иордан часто изображен отвернутым от Христа, море - в стремительном движении. Эти фигуры выражают слова Псалтири, которые считаются пророческими: "Море увидело и побежало, Иордан повернулся вспять" (Пс 113:3).