Криптограммы в произведениях древнерусского искусства

Материал подготовлен: ЗЕЛО

Тайнопись в древнерусской книжности встречается нам уже в начале XII века и активно используется писцами на протяжении всего Средневековья. До нас дошли сотни зашифрованных записей в рукописях, однако криптограммы есть не только в книжных памятниках, встречаем мы и скрытые записи на иконах и других произведениях древнерусского искусства.

Людогощенский крест. Новгород, 1359 г.
Мастер Яков Федосов

Запись на резном поклонном кресте сделана числовой тайнописью, при шифровке буквы славянского алфавита, имеющие числовые значения, раскладываются на слагаемые, к примеру, в (2) = а+а, г (3) = в+а.

Той же счетной тайнописью была выполнена несохранившаяся подпись иконописца Трифона 1607 года на алтарной двери Введенской церкви Белозерского монастыря.

Панагиар. Новгород, 1435 г.
Мастер Иван

Запись на верхней тарели панагиара новгородского Софийского собора, сообщающая об обстоятельствах его создания, завершается словом «арипъ», то есть «аминь», записанным литореей, самой распространенной системой древнерусского тайнописания. Для того, чтобы прочесть запись, необходимо записать все согласные алфавита в два ряда, буквы верхнего ряда заменяются на соответствующие знаки нижнего ряда, и наоборот.

Иконы-таблетки. Новгород, кон. XV века

Записи литореей встречаются и в иконописи. Так, на нескольких новгородских иконах-таблетках написано несколько знаков: это сокращенные записи имен, зашифрованных литореей, например, «Азо» - Афонасий, «Ичпа» - Игнатий. Встречаются записи этой азбукой и в иконах более позднего времени. На каргопольской иконе «Положения ризы Богоматери во Влахерне» первой половины XVI века заголовок иконы также написан литореей:

Сказание о чудесах образа Владимирской Богоматери, 1680 г. Иконописец Афанасий Соколов

Один из самых распространенных способов шифрования – запись текста при помощи букв других алфавитов. На Руси могли записывать тексты глаголицей, греческой и пермской азбукой, а с XVII века получила распространение латинская азбука, именно ее использовал иконописец Афанасий Соколов.

Огненное восхождение пророка Илии, 1647 г.
Иконописец Игнатий Пантелеев

Иногда иконописцы используют и вымышленные алфавиты, придумывая особые начертания для каждой буквы. Такой способ подписи использовал тубозерский дьячок Игнатий Пантелеев. Тайнопись нам встречается и на иконах письма его брата Мокея Пантелеева, который на иконе с тем же сюжетом 1652 года зашифровывал свое имя при помощи литореи: