ЗЕЛО

Вся красная мира

Автор: ЗЕЛО

В древнерусском искусстве цвет часто несет важную символическую нагрузку, помогая зрителю точнее понять суть того или иного образа. Один из самых многозначных цветов – красный, который,
в зависимости от контекста, может иметь едва ли не противоположные значения.
Красивый

Красный по-древнерусски – это не только обозначение цвета, но и «красивый». Выражение
«вся красная мира» - образ всех земных благ, которые может иметь человек. На средневековых миниатюрах мы можем увидеть образ правителя, который держит красный плод как символ
его богатств, или персонификацию лета, когда сама земля отдает все свои блага.
Огненный

Это и цвет огня, который может иметь как негативную, так и положительную символику.
Красным цветом обозначается преисподняя, часто изображающаяся в виде страшного существа со звериными чертами. Красного цвета и несколько чинов небесных сил, «пламенеющие» Серафимы и Престолы, наиболее приближенные к Богу.
Яростный

Этим цветом часто изображается единорог, существо яростное и свирепое, которое
в древнерусской культуре, благодаря притче из Жития Варлаама и Иоасафа, обозначает смерть. Характер фантастического животного также может выражаться цветом.
Царственный

Пурпурные плащи – образ царской власти, поэтому красный цвет в иконописи может символизировать и царственное величие изображенного персонажа. Это олицетворения
земных князей, персонификаций владык и даже самого Христа.
Плотский

Наконец, красный – это и цвет крови. Всадник Апокалипсиса на красном коне, согласно Андрею Кесарийскому – это образ мучеников. «Чермнозрачный», то есть красный по виду голубь, согласно книге Физиолог – это образ Христа, который принял распятие за человечество. В иносказательном значении это все, что связано с плотью. Соединение синего и красного в одеждах Спасителя – образ его власти над всем: видимым (земное, материальное) и невидимым (небесное, невещественное).
Книга Бытия: иконография (1:16-25)
Следующая статья
В работе