ЗЕЛО

Лицевые рукописи XV века в открытом доступе

Материал подготовлен: ЗЕЛО
БАН, 34.5.30
Радзивилловская летопись, кон. XV в.
Радзивилловская летопись – первый лицевой список Повести временных лет. На более чем 600 миниатюрах изображена история Древней Руси с начала ее возникновения: расселение славян, призвание варягов, походы Олега на Царьград, крещение Руси и т.д.
ГИМ, Син. 210
Толковая Палея, 1477 г.
Лицевой список Толковой Палеи был создан во Пскове. На миниатюрах, выполненных в сходной с Радзивилловской летописи технике, изображены библейские и ветхозаветные апокрифические события, упомянутые в Палее – одном из самых распространенных сочинений древнерусской литературы.
РНБ, Кир.-Бел. 68/1145
Физиолог, 60-70-е гг. XV в.
В конце рукописи Толковой Палеи Кирилло-Белозерского монастыря помещен один из двух дошедших до нас лицевых Физиологов. Физиолог – это сочинение о свойствах и повадках животных с богословским и морально-дидактическим истолкованием. К каждому описания зверя – реального или вымышленного, - относится миниатюра с его изображением. В рукописи помещено более 50 изображений животных: муравьев, единорога, слона, феникса и т.д.
РНБ, F.I.5
Угличская Псалтирь, 1485 г.
Писанная в Угличе лицевая Псалтирь почти в точности воспроизводит иконографическую модель Киевской Псалтири, написанной почти на столетие ранее, однако в совершенно иной художественной технике. В рукописи несколько сотен миниатюр, располагающихся на полях возле текста, они иногда дословно воспроизводят в красках описанные Давидом сюжеты, но чаще истолковывают ветхозаветные сюжеты в духе новозаветной традиции.
РГБ, Ф. 173.I. №20
Пророки толковые, 1489 г.
Рукопись украшена роскошными выходными миниатюрами с изображением пророков в иконописной манере. Святые в рост, в руках держат свитки с традиционно помещаемыми на них текстами пророчеств. Начала разделов книги открывают заставки преимущественно балканского стиля, некоторые из них историзованы: к пророчеству Даниила помещена заставка с изображением эсхатологических зверей, к пророчеству Авдия – среди растительного орнамента два играющих на музыкальных инструментах ангела.
РГБ, Ф. 304.I №308
Буслаевская Псалтирь, 1487-89 гг.
Следованная Псалтирь, писаная в Москве в последней четверти XV в. примечательна как своим художественным оформлением, так и уникальной для этого времени каллиграфией. В рукописи встречаются историзованные заставки и буквицы: с изображением царя Давида, всадника и ангела на крылатом коне.
Тайнописи в древнерусских рукописях
Херувим и серафим: высшие ангельские чины древнерусской иконографии