Служитель, замахивающийся на Христа во время допроса у первосвященников, встречается и в монументальных росписях, в том числе во фресковом ансамбле Спасо-Мирожского монастыря, и в новгородской иконе «Земная жизнь Христа» первой половины XV в. [4].
В другой сцене «Суд Пилата» иконописец совмещает разновременные эпизоды Евангелия и сажает на одну скамью прокуратора Иудеи, Анну и Каиафу. Первосвященник делает резкий жест двумя руками с открытыми ладонями, отвечая, таким образом, склонившемуся в его сторону Понтию Пилату. В данном случае жест обозначает отказ в помиловании [5]. Анна на момент суда не являлся первосвященником, но был достаточно влиятельной фигурой и тестем Каиафы, поэтому сначала Христа привели к нему, потом к Каиафе, а потом уже состоялся суд Пилата. Объединение нескольких событий евангельской истории в одном изображении могло иметь место как из-за невозможности написать большее количество сцен, так и с целью создать эффект неправедного судилища с указанием на определенные договоренности всех трех сторон.
Стоит упомянуть, что сам по себе жест отрицания, исходящий от первосвященника, вводится еще в ранний период, например, он есть на миниатюре Россанского кодекса 6 века «Раскаяние и смерть Иуды» [6].
Жест отказа, если его трактовать в качестве некоего послания, достаточно агрессивен. Схожий жест с открытыми ладонями присутствует в иконографии святых, но он иначе изображается и имеет иную коннотацию. Канонические жесты всегда фронтальны, открыты по отношению к зрителю. Неканонические направлены скорее внутрь повествования. Они добавляют динамики и одновременно характеризуют своего носителя.
В следующей сцене «Поругание Христа» стражники встают на колени перед Иисусом как перед Царем Иудейским, иудеи пляшут, бьют в бубны, трубят в трубы для усиления страданий Христа. «А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему» (Мк: 15: 16-19).