В основе иконографии «Страшный Суд» лежит несколько литературных источников: ветхозаветные пророчества, Откровение Иоанна Богослова, многочисленные богословские толкования. Все они разделяют библейское утверждение о Страхе Божием как преклонении перед величием Создателя: «Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось» (Пс.33, 6-9). Поэтому в день Страшного суда, перед лицом Творца творение готово безропотно принять свою судьбу: «Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царь народов?» (Иер. 10, 6-7).
Божественная Премудрость внушает страх своей непостижимостью и укрепляет веру во всесилие Творца: «страх Господень будет сокровищем твоим» (Ис. 33,6), «Начало мудрости - страх Господень» (Притч. 1,7).
Страх Божий вынуждает принять Божественные заповеди, исполнение которых становится залогом благополучной и долгой жизни на земле: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих… Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа!» (Пс. 128, 1-4). «Страх Господень прибавляет дней» - говорит пророк Соломон (Притч.10, 27).
Страх Божий дает спасение и после смерти, дарует вечную жизнь: «Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Притч.14,27). Таким образом, Страшный суд становится испытанием Страха Божиего: каждый боящийся Бога и соблюдающий Завет спасается, а всех иных ждет страшная и справедливая расплата.
Не менее «страшной» является абсолютная чистота Божественного Суда делает невозможным любой обман и самообман. В Новом Завете эта идея известна как Притча о мытаре и фарисее: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18,9-14). Поэтому в катастрофе Страшного суда виделось начало светлого справедливого будущего: «В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притч. 14,26).
Сложные морально-этические переживания обретают зримую форму, а следовательно и реальность, в иконах «Страшный Суд»: «Пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 17.1).
Образ Христа Судии страшен своей мощью и непреклонностью. Его изображение имеет бОльший размер, чем все остальные фигуры. Его облачения выделены особенным золотисто-розовым цветом Нового солнца, перед которым меркнут небесные светила. Божественный престол здесь – грозовые облака, представляющие Гнев Господен, а в руке Христа подобный молнии изображен огненный меч. Этим мечом будут разделены те, кто сможет вернуться в Рай, и те, кто будет этого лишен. Слова Христа «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10,34-36) можно рассматривать как страшное обещание, презреть кровное родство и судить каждого лишь по его делам не только при жизни, но и после смерти.