Для сравнения, в современной массовой культуре тоже оформились устойчивые визуализации переживания несчастий. В первую очередь это, конечно, узнаваемые выражения лиц, которые, кажется, как знаковая система оформились только к XX в. (благодаря возможности не рисовать мимику, а механически воспроизводить изображение, и также благодаря развитию анимации). Кроме того, картинки с «приунывшими», «резко уставшими» и многообразными грустными персонажами включают сидение и лежание на кровати, просмотр чего-то утешительного или жалостливого, поедание сладостей. В наиболее критической ситуации персонаж современного мема изображается в позе лёжа лицом в пол, с закрытым руками лицом – нечто подобное, снова на камне, можно видеть и на изразцах, хотя образцами для этих интересных ракурсов были различные сцены из западноевропейских библий.
Герои городских песен XVIII – XIX вв., современных печным изразцам, сидят уже не на камушках, а на скамеечках (в крайнем случае на диванах), где и разыгрываются мелодраматические сценки на тему любви и измены [5]. Изразцовые человечки на камнях отсылают к более традиционной модели и культивируют тему лирического одиночества. Хотя контекст любовной темы вполне восстанавливается и для них, иногда даже вопреки изображаемому. Например, печная барышня говорит: «Обоих мне надобно», указывая на два кустика, однако эту сценку вполне можно воспринять в отрыве от темы хозяйственных нужд, как и в отрыве от исходной эмблематической аллегории, про снасти корабля (№238 – «Имею попечение о обоих»).
В XVII–XVIII веках на русскую культуру оказывали влияние барочные аллегории, приходящие через сценическое искусство, переводные книги, эмблематические сборники. Антропоморфные Осень, Задумчивость, Меланхолия, Лень передавали своё состояние именно сидением на скалах и узнаваемыми скорбными жестами. Согласно эмблематическому описанию, камень как атрибут опечаленного персонажа – символ бесплодных усилий, невозможности совершить что-либо в данный момент (в средневековой дидактической системе печаль и уныние совмещались с ленью). Образ камня возникает в связи с евангельской притчей о сеятеле, о невозможности семени добра взойти на каменистой почве (Мф. 13:20-21; Мк. 4:16-17, Лк. 8:13).