На данный момент времени удалось установить тридцать пять живописных манер раскраски в Лицевом хронографе и одиннадцать в Синодальном томе, миниатюры которого были раскрашены (расписаны или иллюминированы) в XVII веке. Так, что можно с уверенностью говорить о минимум сорока шести авторах живописной раскраски, хотя их, конечно, намного больше. По нашему общему ощущению число авторов раскраски может дойти до ста человек. А в целом, по количеству людей, работавших над Лицевым сводом, а мы включаем сюда еще и писцов, можно говорить о целом производстве. Было две или более мастерских по изготовлению рукописных книг, возможно находившихся в разных городах, например в Москве и Александровой слободе, сами мастера, судя по разнообразию манер, были привлечены со всех концов государства.
Итак, первое, что надо выяснить, а были ли у Древнерусских мастеров принципы при раскраске миниатюр Лицевого свода? Скорее всего, да, чем нет. Иерархию цвета в ЛЛС впервые подметил в докторской диссертации известный исследователь А.А. Амосов.[2] В своем труде он отметил, что основными цветами миниатюр ЛЛС являются цвета радуги – красный, жёлтый, зелёный и синий, а естественный цвет бумаги, белый
*, также входит в палитру художников Свода, как и цвет чернил, черный
**. На основе этой ограниченной палитры миниатюристы создали огромное разнообразие живописных оттенков. Цвет в Лицевом своде имеет несколько значений. Зеленый цвет земли, умиротворенности. Им раскрашивают растительность. Красный царский цвет, символизирует власть и силу. Это высший из оттенков красного, который метафорически обозначает власть, данную Богом. Красный цвет так же присутствует в обозначении огня (земного и адского). Пурпурный цвет (фиолетовый), — высшая духовная сила, данная Богом. В пурпурный плащ одет Моисей, а также другие великие пророки. Черный — цвет смерти. Так изображают силы зла, демонов, чертей, проёмы. Проемы это отдельная, большая тема в ЛЛС, о которой мы уже ранее писали. Белый цвет святости и чистоты. Его роль в ЛЛС, как правило, играет чистая бумага, но изредка мастерами применялись свинцовые белила. Можно встретить в изображении одежды Бога, ангелов, святых. Жёлтый, цвет, существующий над иерархией в ЛЛС. Заменяет собой золото, которое использовалось в раскраске царских одежд, нимбов святых, идолов и истуканов. Синий (голубой) — сакральный цвет неба и благодати. Также присутствует в изображении воды и одежды святых, пророков. Конечно, эта характеристика цветов не единственная, в разных источниках существуют немного отличные смысловые трактовки, а также широкий набор палитры, но в целом, все они сводятся к основным цветам, указанным выше и схожей смысловой нагрузке. Вот, например, в книге «Краски мудрости» 2008 года издания, Москва, издательство «Паломник», В. И. Кутковой упоминается коричневый цвет, который иконописцы применяли с крайней осторожностью в качестве подготовительного слоя и в тенях, но какого-то явно символического значения исследователь не отмечает. Что вполне логично, так как выраженную символическую нагрузку иметь может только небольшой набор цветов с ярко выраженной спектральной окраской, а все остальные оттенки, варианты смешений основных цветов имеют больше прикладную функцию. Например, та же В.И. Куткова пишет об оранжевом цвете, как о разновидности красного сектора цветов, и самостоятельного значения в православном цветовом каноне не имеющего. В своей книге В.В. Бычков «Феномен иконы»[3] перечисляет те же цвета: пурпурный, красный, белый, черный, зеленый, синий (голубой) в символике византийской эстетики, где желтый или золотой выступал в роли фона, на котором существовали все остальные цвета, то есть вне иерархии, как у А.А. Амосова.
Применение иерархического значения цвета можно встретить в Своде, проанализировав его использование в земных сценах, например в миниатюре Музейского сборника 268.