Примерный набор используемых в стенописи пигментов, из которых составлены колера следующий:
Зеленые: малахит, глауконит, умбра.
Синие: лазурит, азурит.
Красные: киноварь, красная охра
Белые: известь.
Желтые: желтая охра, сиена.
Фиолетовые: гематит.
Черные: уголь (рефть).
Способы наложения колеров многообразны. Это и разбелы, и смешения, и наложение лессировками, что создаёт ощущение сложного многоцветия. В процессе изучения колорита стенописи и копирования ее фрагментов, мною были обнаружены различные закономерности использования колеров, которые выявляют сакральную символику. Количество колеров составляет ДВЕНАДЦАТЬ, у некоторых цветов по два разбела, а в общей сложности ТРИ тональности одного цвета. Используются ТРИ разновидности санкиря (оттенка сиены, теплый зелёный, холодный зелёный). Мы обнаруживаем ТРИ тональных регистра в целом и ТРИ колористические зоны, соответствующие членениям храма (нартекс, основной объём, купол и алтарь).
Троическая символика как главная опора порядка и гармонии колорита не редкое явление в росписях храмов Древней Руси, о чём свидетельствует А. К. Крылов в статье «Колористический символизм древнерусской стенописи» [10, стр. 223—225], отмечая подобное явление в храмах XII века, таких как ц. Св. Георгия в Старой Ладоге, ц. Спаса на Нередице близ Новгорода, а также в храмах более позднего времени.
Троическая символика живописного ансамбля храма в Полоцке также связана, вероятно, и с историческими событиями времени. Незадолго до посторойки Спасо — Преображенской церкви (ок. 1160 г.) в Константинополе проходили Соборы (1156 — 1157 гг.), в которых принимал участие Киевский митрополит Константин. Обличив ересь Сотирха Пантевгена, Собор постановил, что «Животворящая Жертва, и в начале и во всё время доныне приносилась не одному Безначальному Отцу Единородного, но и Самому вочеловечившемуся Слову, и Святому Духу, Богу, в троичности Лиц участвующему в Жертве» [4, стр. 223—225]
Таким образом, в росписях Спасо — Преображенского храма отразилась богословская мысль того времени не только в иконографическом, но и в колористическом аспекте.
Наличие трёх колоритов, впервые обнаруженных А. К. Крыловым, в росписях церкви Успения в селе Мелётове (1465 г.) [4, стр. 371 — 390] находит подтверждение и во фресках Спасо — Преображенского храма Полоцка. Так, ПОЛНОЦВЕТНОМУ колориту соответствуют росписи алтаря и верхних регистров храма. Стенописцы используют здесь всю палитру колеров, одежды написаны контрастными динамичными высветлениями, богато украшены узорами и жемчугами, что создаёт ощущение декоративности, торжественности. Напротив, в нижнем регистре, в росписях малых столбов, северо — западного и юго — западного, а также лопаток северной и южной стен, где изображены образы преподобномучеников, небесных покровителей монашества, использован СДЕРЖАННЫЙ колорит. Он построен на сочетании сближенных по тону колеров. Разделки одежд исполнены мягкими рисующими линиями, высветления лессировками нанесены близкими к основному цвету тонами. Колорит здесь следует за изменением пластики фигур, которая становится более статичной. Эти изображения расположены в непосредственной близости к молящимся, поэтому важно, чтобы живопись не отвлекала, а концентрировала внимание на богослужении. Совсем иное свойство приобретает колорит в сценах Рая (росписи восточного склона свода нартекса, южной стены и откосов южных окон нартекса, также роспись западного рукава креста, сцена «Крестовоздвижения»). КОНТРАСТНУЮ гамму колорита задаёт белый фон. Мера контрастов обусловлена здесь сюжетом композиции. Так сцена «Богоматерь в Раю» более контрастна, нежели сюжет «Лоно Авраамово», где одежды фигур написаны сильным разбелом рефти или оставлены белыми, как цвет фона. Обозначенные выше гаммы колоритов в целом можно разделить на ТРИ различных по среднему тону — темный (образы преподобномучеников), светлый (сцены Рая) и средний (алтарь, верхние регистры росписи).