Промежуточное положение среди драгоценных и обычных камней занимает магнит или магнетит – не самый красивый, но обладающий свойством притягивать железо, что в Средневековье осознавалось как чудесное свойство.
Впрочем, если камень занимает место в сюжете, то у него так или иначе должны быть исключительные черты. Эта точка зрения проявляется и в текстах, и на картинках. Даже поднятый с земли булыжник может стать драгоценным. Так, например, интерпретировались пять камней для пращи Давида. В христианской культуре их называли рубином, магнетитом, гиацинтом, алмазом и аметистом, а также соотносили с пятью добродетелями, пятью буквами имени Девы Марии. В знаменитой сказке Метерлинка или легендарном Индийском царстве каждый камень — самоцвет, но в истории Давида и Голиафа это не подразумевается. Упоминания драгоценных и чудесных камней нужны для выражения большой ценности, исключительности и многоплановой символики библейских событий (победа Давида над Голиафом — победа Христа над силами ада — победа добродетели над пороками, олицетворёнными в пяти бесах и ветхозаветных врагах). Поскольку текст малодоступен и содержит замечательные подробности, приведем полностью рассуждение об этих символических камнях:
Како же крепко есть оружие имя Мариино – слыши, что в акафисте чтется: «Вси противни дуси, страхом одержими, трепещут, боящиися имени Святаго Твоего» [ср. Радуйся, яко бесы имени Твоего Святаго боятся и трепещут]. Да будет ми леть [позволено] Госпожу мою именовати оружием сим, им же Давид победи Галиафа, си есть пращею. Яко же бо от пращи излетевый камень уби иноплеменника — тако от Нея Христос изшеды, иже есть камень краеуголны, убил, на него же паде. Всяк бо, иже паде на камени сем, сакрушится, а иже паде на него — стрыет [сокрушит] и пращу. Егда Давид прият в руце [пращу], избра себе к ней пять каменей добрых от потока. В имени Богородичном личу [вижу] пять литер: МАРИЯ — пять то суть камени, убивающих адцкаго филистина: магнит, адамант, рубин, иакинф, амефист, — кождо же их свойством своим некую добродетель Мариину изобразуют. Магнит, влекущи к себе железо, образует смирение Мариино, еже привлече Бога на землю — в словесех бо Ея смиренных сих: «Се раба Господня, буди мне ныне по глаголу Твоему» [ср. Лк. 1:38]. Сниде Бог с небеси и воплотися от Нея. Адамант тверды являет мужество Мариино. Рубин червлены — целомудрие. Иакинф небеснаго видения показует богомысленное Ея. Амефист огневидный — любовь парящую. Сими пятма мысленными каменьми аще и вси Галиады пекелныи, изрядно же пять болших побеждаются. Магнитом смирения убивается бес гордости; адамантом мужества уязвляется бес страхования, наносящий и ослабляющий к подвигу; рубином целомудрия — бес бестудия и нечистоты; иакинфом богомысления поражается бес земнаго пристрастия; амефистом любве — бес ненависти. И недивно, яко имени сего Пресвятаго боятся и трепещут бесы. Еще бо в Ветсем Завете пять вещей обретошася, почитающихся от пяти литер имени Мариина, иже силу сего имени прознаменоваше: море Чермное, Аред-источник [Харод?], руно Гедеоново, Иордан-река, Арарат-гора. Море Фараона потопи; при Ариде-источнице мадиам до конца поражен; на руне Гедеон приял знамение победы; при [И]ордане царие аммореисти Иисусом Навином повоеваны; Арарат-гора ковчегу пристанище бысть. Все то прообразоваше Деву Марию, яже и фараона мысленнаго потопи, и мадиамов и амореов адцких порази, и, яко руно росу, Слова прият во утробу, и пристанищем есть небурным всем от потопа страсти, к ней пловущим. Тем же всяк верный именем Ея Пресвятым Марии, яко пращею, пять камени сдержащею, вооружайся и побеждай враги твоя [3, л. 103 об.-105].