ЗЕЛО

ПИГМЕНТЫ В ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЕ НА ПРИМЕРЕ СОСТАВА КРАСОК МИНИАТЮР ЕВАНГЕЛИЯ ХИТРОВО
(К. XIV - НАЧ. XV ВВ.)

Коршун А.А.

Культуролог, руководитель студии средневековой книжной миниатюры и каллиграфии «Темпера»,

Санкт-Петербург

https://elementy.ru/kartinka_dnya/1054/Kraski_drevnego_mira_lazurit
http://mindraw.web.ru/bibl_icon1.htm
https://elementy.ru/kartinka_dnya/949/Kraski_Drevnego_mira_kinovar/t5272051/Kirill_Vlasov

Миниатюры Евангелия Хитрово (к. XIV в., Москва / РГБ, 304/III) – одна из вершин древнерусского книжного иллюминирования конца XIV столетия. Их авторство приписывают двум выдающимся мастерам того времени - Феофану Греку и Андрею Рублёву.
«На восьми миниатюрах Евангелия Хитрово изображены четыре евангелиста и четыре их символа - орел, ангел, лев и телец. Нарядные, красочные, наделенные редким даже для иконописи великолепием, миниатюры эти поражают обилием света, сиянием красок, лучистостью колорита, переливами его голубых, лиловых и золотых оттенков, озаренностью всего своего внешнего облика» [1]
Предполагается, что Евангелие Хитрово создавалось по заказу великого московского князя Василия Дмитриевича или его матери – великой княгини Евдокии[2, с. 173-184]. Поэтому неудивительно, что для оформления книги использовались дорогие минеральные краски и золото. Многие пигменты были привозными.

При работе над иллюстрированными («лицевыми») рукописями древнерусские мастера применяли те же пигменты, что и византийские и европейские художники того времени. В первую очередь, это были минеральные краски природного (реже – искусственного) происхождения[3].
Ангел – символ евангелиста Матфея. Миниатюра Евангелия Хитрово. Л. 43 об.

Св. Иулиания. Фреска северного аркасолия

Так, при моделировке одежд в миниатюрах евангелистов Матфея, Иоанна, а также ангела, в качестве синего пигмента мастер использовал чистый ультрамарин[4, с. 173-184].
Ярко-синий пигмент ультрамарин получают путем сложной обработки минерала лазурита (ляпис-лазури). Краски, производимые из лазурита, были известны людям с глубокой древности, наряду с охрами и киноварью. К самым ранним произведениям искусства относят фрески из микенской крепости XIII в. до н. э., в которых лазурит использовался в смеси с красной охрой для создания пурпурного цвета[5]. Письменные свидетельства о применении этого минерала для живописи содержатся в античных трактатах Теофраста (IV-III вв. до н.э.) и Плиния (I в. н.э.).  Изготовленный из лазурита ультрамарин (правда, довольно низкого качества) использовался в византийской и средневековой книжной миниатюре, начиная с VII в. Первые письменные сведения об использовании лазурита на Руси датируются XVв.

1. Пигмент ультрамарин

2. Минерал лазурит (ляпис-лазурь)
Лазурит и получаемый из него пигмент всегда высоко ценились художниками, но далеко не каждый мог себе его позволить. Часто ультрамарин использовали, только если заказчик оплачивал пигмент заранее.
Высокая стоимость натурального ультрамарина была обусловлена двумя причинами – географической удаленностью месторождения и сложностью выделения чистого пигмента из минерала. Долгое время были известны всего лишь три места добычи лазурита: основным был Бадахшан в Афганистане, а также месторождения на территории современных Таджикистана и Пакистана. Оттуда минералы везли Большим Караванным Путем в средневековую Европу, Византию и на Русь. По этой причине пигмент и получил название «ультрамарин» – от латинского ultra marinus, что означает «заморский», «привезенный через море».
Помимо трудностей, связанных с доставкой минерала, было технически непросто получить из него пигмент высокого качества. Метод, позволяющий выделить чистый пигмент из лазурита, был разработан только в начале XIII в. Очищение синих фрагментов породы от полупрозрачных примесей было долгим и трудоемким процессом. Известно большое количество рецептов с применением пчелиного воска, растительных смол, щелока и других компонентов. После обработки из 100 грамм минерала получалось всего лишь 3 грамма красочного пигмента[6, с.382-397]. По этой причине ультрамарин использовали только для самых дорогих и тонких работ. В средние века стоимость одного грамма пигмента равнялась цене грамма золота[10, с.102].
Итальянский художник конца XIV века Ченнино Ченнини в своем «Трактате о живописи» посвятил ультрамарину отдельную главу, в которой говорится: это - «краска благородная, прекраснейшая и совершеннейшая из всех красок, которой нельзя нахвалиться»[12, с.68].

Другой синий пигмент, обнаруженный в миниатюрах Евангелия Хитрово – это азурит: «Во время проведённого <…> исследования впервые удалось установить, что на листах с изображением Марка и Луки синие цвета были получены смешением ультрамарина с меньшим количеством натурального азурита. На других миниатюрах в качестве синей краски использован только ультрамарин»[4, с.173–184].

Евангелист Лука. Миниатюра Евангелия Хитрово. Л. 102 об.
Название минерала имеет французское происхождение (от «azur» - «лазурь», «синева») и созвучно названию «лазурит». Однако синий цвет лазурита обусловлен присутствием в породе частиц серы, а азурит по сути является медной рудой.

Минерал азурит
Азурит считался дорогой краской, но, в отличие от ультрамарина, требовал гораздо меньших трудозатрат при изготовлении.
Красящий пигмент, получаемый из природного минерала азурита, был известен с античных времен и использовался во всех видах живописных техник (энкаустика, икона, настенная роспись и т.д.) вплоть до середины XVII в. Пожалуй, самое известное произведение русского искусства, в котором использовался азурит – это фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтово (рубежа XV—XVI вв.).
Азурит, подобно ультрамарину, дает красивый синий цвет, но достаточно требователен к связующему и другим пигментам в составе красящей смеси. Например, его не рекомендуется смешивать с веществами, содержащими серу[10, с.93].
Насыщенность цвета азурита зависит от степени перетирания минерала. Крупный помол частиц дает более яркий синий цвет, а при сильном измельчении пигмент становится светло-голубым с зеленоватым оттенком.
Пигмент азурит
На Руси азурит носил название «голубец». Вообще, этот термин часто использовали для обобщенного наименования красок голубого и синего оттенка. Однако в «Толковом словаре живого великорусского языка» И. Даля указано, что голубец – именно медная голубая краска. А такой краской мог быть только пигмент азурит[11].

Наряду с дорогими синими пигментами, в миниатюрах Евангелия Хитрово применялись и более простые, дешевые краски. Например, в пигментном составе всех миниатюр рукописи имеются жёлтая охра, уголь и глауконит.
Охра традиционно использовалась как основной пигмент для так называемого «личного» письма (написание ликов и обнаженных частей тела – рук, ног и т.д.), а также для фона, пейзажа, одежд и для приготовления других красочных смесей.

Ангел. Миниатюра Евангелия Хитрово. Фрагмент.
Желтую охру можно по праву считать древнейшей краской, известной человеку. Этот минеральный земляной пигмент можно встретить уже в доисторической пещерной живописи и, конечно, много позже – в искусстве Древнего Египта, Византии, средневековой живописи.
Слово «охра» (старое русское название – «вохра») произошло от греческого «оchros» - «желтоватый». В зависимости от количества окислов железа, содержащихся в почве, оттенок охры может варьироваться от золотисто-желтого до красного и коричневого. Кроме того, широкий спектр желто-красных оттенков можно получить при прокаливании (нагревании) пигмента.

Натуральный пигмент желтая охра
В отличие от дорогих синих пигментов, которые привозили «из-за моря», охра всегда была дешевой и доступной краской, не требовавшей сложной обработки. Её можно было найти буквально «под ногами». Например, Ченнини в «Трактате о живописи» рассказывает, как обнаружил залежи желтой глины в близлежащей местности: «Придя в окруженный густым лесом грот в долинке и покопав землю мотыгой, я увидел жилы разных видов красок, а именно: охры, темной и светлой синопии и белой»[8]. И это оказалась самая «прекрасная и совершенная охра», какую он только пробовал.
На Руси самой дорогой охрой считалась «грецкая», то есть греческая, а одной из лучших – немецкая («вохра немецкая добрая»). Об этом упоминает иконописец и архимандрит Антониево-Сийского монастыря Никодим, составивший в к. XVII в. один из лучших иконописных подлинников.

Основной зеленый пигмент, который использовался средневековыми художниками, как в станковой, стенной живописи, так и в книжной миниатюре, был глауконит. В византийских и русских рукописях он широко применялся в красочных смесях при написании архитектуры, одежд, а также ликов. В Евангелие Хитрово частицы глауконита присутствуют в составе санкиря (т.е. первого красочного тона) личного письма всех миниатюр.
Евангелист Иоанн. Миниатюра Евангелия Хитрово, фрагмент.
Глауконит относится к земляным железосодержащим пигментам. В зависимости от месторождения, его цвет может быть разных оттенков зеленого - от светлого, салатового, до темно-бурого. Обычно в породе содержится примесь кварца, которая придает готовому пигменту прозрачность. По этой причине, глауконит часто использовался как лессировочная краска спокойного оттенка
Минерал глауконит
Название пигмента происходит от греческого слова glaukos – «голубовато-зеленый». В описаниях встречаются разные названия этой краски – «зеленая земля», «празелень», terraverde. Часто ее называли по месту происхождения: веронская, богемская земля, феодотьевская зеленая охра и т.д.
Авторы миниатюр Евангелия Хитрово чаще всего использовали глауконит не как самостоятельную краску, а в составе пигментных смесей вместе с охрой, углем, а также ультрамарином и киноварью.
Киноварь – это ядовитый минерал (сульфид ртути) красного, красно-коричневого или малинового цвета. При растирании в порошок он превращается в ярко-красный пигмент, хорошо известный с глубокой древности.
1. Минерал киноварь
2. Натуральный пигмент киноварь
В стенной живописи киноварь использовали ассирийцы, египтяне и римляне. Она упоминается под названием «миний» или «миниум» (minium) у Витрувия и Плиния. Об использовании натуральной киновари (millos) в живописи пишет и древнегреческий философ Теофраст. В средневековой Европе, Византии и Древней Руси киноварь была одной из самых популярных красных красок, применяемых во всех без исключения живописных работах. Её использовали при написании фресок и в станковой живописи, в книжной миниатюре, для оформления заголовков и начальных букв рукописей и грамот.
Помимо натурального пигмента, производимого непосредственно путем измельчения минерала, были известны способы приготовления искусственной киновари при помощи соединения ртути с серой. Наиболее древний сохранившийся манускрипт с описанием этой химической реакции и указаниями по ее проведению датируется рубежом VIII-IX вв [5]. В европейских источниках способы получения синтетической киновари встречаются в руководствах XIII-XIV вв., в русских – с XV в.
В художественном оформлении Евангелия Хитрово киноварь всегда присутствует в пигментном составе личного письма миниатюр с изображениями евангелистов, а также в красочных слоях деталей одежды, архитектуры, рамок и инициалов.
Телец — символ евангелиста Луки. Миниатюра Евангелия Хитрово, л. 101 об.
Черный и белый цвета на миниатюрах Евангелия Хитрово, также как и в других рукописях того времени,  представлены красками на основе угля и свинцовых белил соответственно.
В качестве черного колера в живописи использовали пережженую кость, либо (в большинстве случаев) растертый в порошок древесный уголь, смешанный со связующим. А древнейшим белым пигментом являются свинцовые белила – продукт окисления свинца уксусом. Впервые о них упоминает Теофраст в IV в. до н.э. В древнерусском искусстве свинцовые белила известны уже в XI в. – они присутствуют в миниатюрах Остромирова Евангелия (1056-1057 гг.).
До открытия в XIX в. менее токсичных цинковых и титановых белил, свинцовые на протяжении веков применялись во всех видах живописи в чистом виде и в смесях. Этот пигмент традиционно использовался для написания света (например, т.н. «движки» на ликах в иконе и миниатюре) и передачи формы и объема изображения.

Подводя итоги, следует еще раз отметить, что в распоряжении древнерусских мастеров-миниатюристов были как дорогие привозные пигменты, например, ультрамарин и азурит, так и более доступные (охры, глауконит, уголь). Использование целого ряда различных по своим художественным свойствам минералов давало широкую палитру красок, благодаря чему оформление рукописей приобретало уникальную живописную выразительность, богатую и гармоничную колористическую гамму.
Список литературы:

1. Попова О.С. Русская книжная миниатюра XI-XV вв. // Древнерусское искусство. Рукописная книга Т. 3. – М., 1983 г. – С. 9-74.
2. Баранов В.В., Наумова М.М. Технико-технологические особенности миниатюр Евангелия Хитрово. К проблеме авторства и датировки // Художник в Византии и Древней Руси. Проблема авторства. Сб. статей. – М.: ЦМиАР, 2014. - С. 173–184.
3. Мокрецова И.П., Наумова М.М. Исследования миниатюр в древнерусских рукописях. - https://culture.wikireading.ru/75313.
4. Баранов В.В., Наумова М.М. Технико-технологические особенности миниатюр Евангелия Хитрово. К проблеме авторства и датировки // Художник в Византии и Древней Руси. Проблема авторства. Сб. статей. – М.: ЦМиАР, 2014. - С. 173–184.
5. Власов К. Краски древнего мира: лазурит. - https://elementy.ru/kartinka_dnya/1054/Kraski_drevnego_mira_lazurit
6. Полынская И.Н., Видинеев В.Н. Из истории рождения красок в живописи // Художественная культура. - №4. – 2020 г. – С. 382-397.
7. Алексеев-Алюрви Ю.В. Краски старых мастеров: от античности до конца XIX века. – М., 2004. – С. 102.
8. Ченнини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи. – СПб: Библиополис, 2016. - С. 68.
9. Баранов В.В., Наумова М.М. Технико-технологические особенности миниатюр Евангелия Хитрово. К проблеме авторства и датировки // Художник в Византии и Древней Руси. Проблема авторства. Сб. статей. – М.: ЦМиАР, 2014. - С. 173–184.
10. Алексеев-Алюрви Ю.В. Краски старых мастеров: от античности до конца XIX века. – М., 2004. – С. 93.
11. Кузнецова Л.В. О пигментах древнерусской темперной живописи. - http://mindraw.web.ru/bibl_icon1.htm
12. Ченнини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи. – СПб: Библиополис, 2016. - С. 60.
13. Власов К. Краски Древнего мира: киноварь. - https://elementy.ru/kartinka_dnya/949/Kraski_Drevnego_mira_kinovar/t5272051/Kirill_Vlasov