Лазурит и получаемый из него пигмент всегда высоко ценились художниками, но далеко не каждый мог себе его позволить. Часто ультрамарин использовали, только если заказчик оплачивал пигмент заранее.
Высокая стоимость натурального ультрамарина была обусловлена двумя причинами – географической удаленностью месторождения и сложностью выделения чистого пигмента из минерала. Долгое время были известны всего лишь три места добычи лазурита: основным был Бадахшан в Афганистане, а также месторождения на территории современных Таджикистана и Пакистана. Оттуда минералы везли Большим Караванным Путем в средневековую Европу, Византию и на Русь. По этой причине пигмент и получил название «ультрамарин» – от латинского ultra marinus, что означает «заморский», «привезенный через море».
Помимо трудностей, связанных с доставкой минерала, было технически непросто получить из него пигмент высокого качества. Метод, позволяющий выделить чистый пигмент из лазурита, был разработан только в начале XIII в. Очищение синих фрагментов породы от полупрозрачных примесей было долгим и трудоемким процессом. Известно большое количество рецептов с применением пчелиного воска, растительных смол, щелока и других компонентов. После обработки из 100 грамм минерала получалось всего лишь 3 грамма красочного пигмента[6, с.382-397]. По этой причине ультрамарин использовали только для самых дорогих и тонких работ. В средние века стоимость одного грамма пигмента равнялась цене грамма золота[10, с.102].
Итальянский художник конца XIV века Ченнино Ченнини в своем «Трактате о живописи» посвятил ультрамарину отдельную главу, в которой говорится: это - «краска благородная, прекраснейшая и совершеннейшая из всех красок, которой нельзя нахвалиться»[12, с.68].
Другой синий пигмент, обнаруженный в миниатюрах Евангелия Хитрово – это азурит: «Во время проведённого <…> исследования впервые удалось установить, что на листах с изображением Марка и Луки синие цвета были получены смешением ультрамарина с меньшим количеством натурального азурита. На других миниатюрах в качестве синей краски использован только ультрамарин»[4, с.173–184].