Житие Василия Блаженного интересно для нас еще и тем, что в нем также встречается эпизод осмеяния блаженным беса:
«Бывшие в корчемнице спрашивали о причине смеха, и разумно отвечал им Христа ради юродивый: “Когда корчемник призвал имя лукавого, то с его словом он взошел в сосуд; когда же хотевший пить вино оградил себя крестным знамением, вышел из сосуда демон и бежал из корчмы. Я же засмеялся от великой радости и хвалю помнящих Христа Спаса нашего и осеняющих себя во всех делах своих крестным знамением, которым отражается вся сила вражия"» [2]. Несмотря на то, что сам Василий говорит, что засмеялся «от великой радости», акт смех здесь не может быть интерпретирован как просто способ выражения положительной эмоции, так как изначально смех обозначен специфически: «блаженный Василий, как бы юродствуя, громко засмеялся и рукоплескал», т.е. в данном случае мы вновь сталкиваемся со смехом символическим. Смех блаженного Василия сопровождает бегство беса, тем самым ускоряя его изгнание и полностью нивелируя угрозу, которую тот мог бы представлять для человека.
Таким образом, смех – весьма редко описываемое явление в древнерусской литературе вообще, но в случае агиографического жанра - никогда смех не является показателем наличия какой-либо эмоции. В житиях юродивых более наглядно, чем где бы то ни было, показывается, что смех всегда связан с неким действенным актом, с осмеянием. В случае, когда осмеяние направлено против юродивого, - это смех обычных людей, усматривающих в юродстве болезнь и отвращающих ум и душу от юродивых, или смех бесов – как составляющая общего звериного шума или как еще один способ искушения; осмеяние бесом человека – это попытка разгневать его, обмануть, одурачить и заставить вступить в игру с дьяволом. Иной случай – смех самого юродивого, который также может быть направлен на разные объекты. Обращенный против бесов смех праведника – символ, во-первых, торжества над соблазном, во-вторых, победы над страхом, в некоторых случаях смех не просто символизирует победу над бесом, но инициирует начало борьбы с ним. Обращенный против людей смех – всегда назидателен, дидактичен, при этом, как и беса, раздражает обычного человека. Ключевое отличие осмеяния юродивым людей в том, что смеясь над кем-то, праведник никогда не отделяет себя от объектов смеха. Когда смех обращен к людям, он одновременно обращен и на самого смеющегося, на юродивого. Как отмечал Д.С. Лихачев, древнерусский смех – «это смех “раздевающий" [3], обнажающий правду, смех голого, ничем не дорожащего», очевидно, что в рассмотренных нами произведениях эту роль «раздевающего смехом» выполняли юродивые – Андрей Византийский и Василий Блаженный.