ЗЕЛО

Лебедь опещен: образы возраста человека

Автор: ЗЕЛО

В средневековых сочинениях возраст человека нередко сравнивался с животными по сходству свойств характера. Такая традиция возникает в Европе XV века и нередко встречается на гравюрах последующих столетий. Например, в детстве человек похож на ягненка, в зрелости на льва, а в старости он подобен неспешному гусю.
Эта концепция послужила основой древнерусского Сказания о возрасте человеческом, которое иногда сопровождалось красочными иллюстрациями. Возраст на Руси считался по седмицам, и к каждому отрезку в семь лет приводилась аналогия из животного мира. В юности человек уподобляется рогатому скоту: сначала тельцу, а потом, к третьей седмице (21 год) – трудолюбивому тельцу.
Вторая и третья седмица. Христианская топография с дополнениями, кон. XVII в. НБ ТГУ.
К четвертой седмице (28 лет) человек благодаря военной карьере достигает успеха. Он становится «златолюбив, величав и горд, и высокомыслив, и всякия неистовыя буести исполнен бывает. Нравом подобен бывает льву». На миниатюрах мы видим «коло мира сего» - колесо фортуны, о сюжете с его вариациями в древнерусской культуре мы уже писали. Человек взбирается по колесу и в конце падает в пасть ада. На вершине – зрелый муж, за спиной которого лев – образ максимальной уверенности человека в этой жизни.

Четвертая седмица. Колесо фортуны. НБ ТГУ. Рукопись XVII века.
Веселися во юности: восприятие возраста в Древней Руси
Ежемесячная лекция ЗЕЛО
Зарегистрироваться 400 р.
Постепенно человек богатеет, и шестой седмице (42 лет), подобно пронырливому зверю лисице, запасает нажитое. В качестве иллюстраций художники изображают популярное в это время Сказание о куре (то есть петухе) и лисице: зверь не может сразу схватить птицу, сидящую на насесте, поэтому идет на хитрость, надевает монашеское облачение и предлагает петуху спуститься, чтобы покаяться в своих грехах. Между ними разгорается богословский спор, который кур проигрывает и погибает.
Шестая седмица. Сказание о куре и лисице
Но подходит старость, и человек начинает думать о душе, избегая сетей дьявола, подобно зайцу, убегающему от охотника. Образ скрывающегося зайца был широко распространен в древнерусской культуре, о символике и изображениях этого зверя мы уже писали. Заяц – образ доброго христианина, уши которого направлены к слышанию божественных словес.
К восьмой седмице (56 лет) человек и вовсе уходит в монастырь, отдает свое богатство и, смиряемый игуменом, уже ничего не может делать по своей воле. Он становится подобен псу, который сидит на цепи.
Если человеку удается дожить до девяти седмиц (63 лет), то глубокий старец уже спокойно сидит в келье, подобно коту на печи. Однако это не единственная метафора конца жизни, может человек уподобляться и ощипанному лебедю, который уже не может летать.
Пять орудий смерти
Следующая статья
В работе